В школе 21 века нужно учить ребенка тому, чему он не сможет научиться сам...
Г. Степанова, доктор педагогических наук

Главная / Конкурс «Учитель года РБ» / Памятка будущего участника

Памятка для будущих участников конкурса «Учитель года»

 

         Мысль о создании данной памятки возникла у нас после наших выездов в районы, после встреч с учителями при проведении авторских курсов, методических семинаров. Сколько творческих, удивительных педагогов по каким-либо причинам не выдвигают свои кандидатуры для участия в конкурсе. Часто можно услышать от учителей: «Мне это не надо», «у меня нет такой необходимости», «я просто боюсь!». Что это? Возможно, неумение или нежелание презентовать себя, свои педагогические находки, свой опыт?

         А между тем, конкурс нужен учителю. Тому, кто полон творческих замыслов, уверенному в своих силах, учителю, который постоянно находится в поиске. Конкурс даёт возможность педагогу показать своё мастерство и те новинки, которые появляются в нашей профессии. Конкурс даёт возможность основательно осмыслить то, что было наработано, подсуммировать личные творческие поиски вместе с общим обзором педагогических идей, инноваций.

         Участвуя в конкурсе, мы делаем важное дело: в очередной раз обращаем внимание нашего общества на школьные достижения и проблемы, доказываем сложность и значимость работы учителя, необходимость дальнейшего повышения го статуса и проявления самых уважительных отношений к нему. На конкурсе приобретается огромный профессиональный и личный опыт. Этот опыт даёт возможность быть мудрым и независимым, даёт возможность критически посмотреть на себя, справедливо оценить других.

         Возможно, наша памятка стимулирует для участия в конкурсе самых творческих учителей.

 

1.     Пойми, что участие в конкурсе крайне необходимо тебе для самореализации. Скажи себе: «Актуализация моих знаний и умений нужна, прежде всего, мне!»

2.     Помни, что творчество – это постоянное создание нового с риском ошибаться и потерпеть неудачу. Главное, перестать бояться ошибок!

3.     Конкурс – огромное напряжение душевных и физических сил. Выдержать это напряжение поможет уверенность в своих знаниях, в том, что ты делаешь, желание показать всё, что ты можешь и осознание того, что тебе это просто необходимо сделать. Кроме того, всегда можно прибегнуть к помощи высококвалифицированных психологов, которые работают с участниками во время конкурса.

4.     Придётся прочитать огромное количество литературы: методической, психологической, педагогической. С чего начать?

А) с чтения документов, касающихся нормативной базы;

Б) с чтения статей, касающихся тенденций, существующих в национальном образовании, с целью понять насколько согласуются твои педагогические находки с тенденциями в нашем национальном образовании.

5.     Самому сложно разобраться в огромном мире статей. Обратитесь за помощью к опытным методистам, прислушайтесь к их советам. Если такой возможности нет – придётся поработать с каталогом в библиотеке, организовать поиск в Интернете.

6.     Из огромного количества информации отбери то, что поможет тебе в работе.

7.     Обрати внимание на методические журналы не только республиканские, но и российские зарубежные. Поинтересуйся тенденциями, существующими в мировой педагогической практике, прочитай литературу о Европейском школьном образовании. Возможно, окажется, что ты изобрёл «колесо», которое существует уже давно. А, возможно, ты осознаешь, что идёшь в ногу с мировым, республиканским образованием.

8.     Вспомни опыт своих коллег: сколько ценных идей можно оттуда почерпнуть!

9.     При подготовке урока вспомни всё, что ты читал, слышал от опытных методистов, свой опыт и опыт своих коллег. Выбери то, что ты много раз использовал на своих уроках, те приёмы и методы, которые удаются тебе особенно хорошо. Не стоит использовать то, что не было отработано ранее, даже если это настоятельно рекомендовано опытными методистами.  Или, если новая идея близка тебе, интересна для тебя – апробируй её у себя на уроках ещё до конкурса.

10. При подготовке урока важно выделить учебные элементы, определить действия учителя и учеников по усвоению каждого элемента, определить задания, вопросы, которые позволяют определить уровень усвоения учебного элемента. Соблюдай известную последовательность: цель – мотив – действие — результат. Используй способы запоминания информации. Главное на уроке – обучающая цель: от ее достижения во многом зависит оценка урока. Чтобы использовать содержание курса как средство развития и социализации учащихся, учитель должен виртуозно владеть этим содержанием. Необходимо развитие рефлексии, эмпатии, конструктивности. Постарайтесь, чтобы урок носил не характер трансляции, а характер стимуляции и активации познавательной деятельности учащихся.

11. Совершенствуй ораторское искусство. Возможно, стоит обратиться за помощью к специалисту (актеру, режиссеру). Важно все: голос, интонация, взгляд, жест, мимика.

12. Есть множество вербальных и невербальных источников получения информации. Изучи их – это поможет тебе на уроке.

13. Перед  уроком в незнакомом классе используй время, предоставленное тебе, для общения, знакомства с учениками, снятия психологического напряжения, создания благоприятной, комфортной среды. Познакомься с методикой «Ледокол». Эти приемы помогут и тебе и ученикам.

14. Изучи информацию о своих будущих конкурентах с целью понять, что ты можешь показать такого, чего не могут они. В «Настаўніцкай газете» после каждого этапа областного конкурса печатаются рассказы о победителях. Это даст возможность оценить  насколько это неординарные и творческие личности. Необходимо понять, что интересного они используют на уроках, какими методами, приемами пользуются. Ведь для того, чтобы быть впереди надо показать то, чего не могут другие участники конкурса. Публикации, интервью с победителями, с членами  жюри помогут осознать, что было особенного у тех учителей, которые победили в предыдущих конкурсах. Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику.

15. Придется позаботиться о своем внешнем виде. Важно все: выбор костюма, цвет, удобство, уместность. Бессонные ночи, напряженная работа, дают о себе знать. Помощь косметолога, визажиста, парикмахера очень понадобится. С учетом того, что большинство участников конкурса – женщины, как бы выиграла областная команда, имея собственного парикмахера и визажиста.

16. помощь и поддержка ваших друзей просто необходима на конкурсе. И если кто-то из них будет с вами рядом во время конкурса – это вам очень поможет!

17.                       И самое важное – остаться самим собой!