Главная / Конкурс «Учитель года РБ»
ИСТОРИЯ, ТРАДИЦИИ, ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
профессионального мастерства педагогических работников
«Учитель года Республики Беларусь»
Конкурсы профессионального мастерства педагогических работников проводятся в нашей стране с 1991 года. На первых порах это были республиканские этапы Всесоюзного конкурса. С 1995 года конкурсы педагогического мастерства стали республиканскими. В Республике Беларусь проведено девять конкурсов «Учитель года» — 1991, 1992, 1995, 1997, 2001, 2004, 2006, 2009,
Конкурс представляет собой комплекс мероприятий по выявлению, обобщению, распространению опыта работы лучших педагогических работников Беларуси. Он направлен на развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования, рост профессионального мастерства педагогических работников; поддержку инновационных технологии в области педагогики; утверждение приоритета образования в обществе.
Конкурсу удается решать целый комплекс задач:
- выявлять и распространять эффективный педагогический и управленческий опыт;
- создать условия для профессиональной и личностной самореализации педагогических работников;
- выявлять талантливых, творчески работающих педагогических работников;
- повышать престиж педагогического труда и публично признавать вклад педагогических работников в развитие системы образования;
- совершенствовать механизмы оценки педагогического труда, качества образования;
- привлечь внимание общественности к тенденциям развития передовой педагогической практики.
Конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2011» проводится в четыре этапа.
На первом этапе (учреждение образования) в нем принимают участие около 10 тысяч педагогов.
На втором этапе (районный уровень) – около 4 тысяч педагогов.
На третьем этапе (областной уровень) – около 150 учителей.
На заключительном этапе – 21 педагог.
Заключительный этап конкурса состоит из финала и суперфинала. В программу конкурса включены самопредставление, уроки в незнакомых классах, педагогическое и психологическое тестирование, представление опыта педагогической деятельности, мастер-класс для студентов педагогических специальностей..
Многие участники конкурса стали руководителями образования, политическими и государственными деятелями, научными работниками. Владимир Матвеевич Зданович является председателем Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания. Валентина Васильевна Гинчук – начальник управления мониторинга качества образования Научно-методического учреждения «Национальный институт образования». Вадим Павлович Шпетный назначен заместителем председателя Малоритского райисполкома Брестской области. Директорами школ и гимназий стали Игорь Викторович Якименко, Павел Викторович Ялкович, Евгений Иванович Дуплевский, Юрий Владиславович Михалик, Виталий Николаевич Дудко, Андрей Валерьевич Волков, заместителями директора: Ольга Александровна Блажко, Инна Михайловна Рылко, Галина Николаевна Беляева, Олег Анатольевич Купраевич, Елена Васильевна Пасюта. Методистом городского учебно-методического кабинета г. Орши стала Елена Евгеньевна Костевич. Ольга Александровна Блажко проректор учебно-методической работы Гомельского института развития образования. Олег Александрович Клунин занял должность заместителя директора Брестского областного Центра молодежного творчества. Олег Александрович Клунин, заместитель директора Брестского областного Центра молодежного творчества.
Все участники конкурса отличаются высокой профессионально–интеллектуальный компетентностью; каждый из них — неординарная творческая личность. Участники конкурса – лидеры образования, представляющие соответствующие времени эталоны педагогического мастерства. Ведь от уровня образования в республике зависит и качество жизни, и экономические перспективы.
Для организации целенаправленной работы в межконкурсный период в 2007 году в Республике Беларусь создан клуб «Хрустальный журавль», который объединяет организаторов и участников конкурса разных лет.
Основной целью клуба, является создание условий для развития инициативы творчески работающих педагогов, повышения престижа учительской профессии, распространения педагогического опыта, а также содействия профессиональному общению.
Для достижения данной цели члены клуба организуют проведение различных республиканских мероприятий, на которых происходит обмен и распространение информации о положительном опыте реализации образовательных программ, проводят семинары, творческие мастерские, мастер-классы, оказывают консультативную помощь в подготовке будущих участников конкурса на уровне школы, района, области.