Уважайте учителя в человеке и человека в учителе.
Якименко Игорь

Главная / Конкурс «Учитель года РБ» / Нормативные документы

Методические рекомендации о порядке организации и проведения Республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» в 2013-2014 годах

Разработчики:

И. В. Богачева, начальник управления учебно-методической работы Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;

И. В. Федоров, начальник центра развивающих педагогических технологий Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

 Под общей редакцией Г.И. Николаенко, проректора по научно-методической работе Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», доктора педагогических наук, доцента.

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        

Конкурс представляет собой комплекс мероприятий по обобщению и распространению опыта работы лучших педагогических работников Республик Беларусь, выявлению инициативных, энергичных, целеустремленных педагогов, лидеров в образовании.

Он направлен на развитие творческого потенциала педагогических работников, мотивации их активной деятельности по обновлению содержания образования, рост профессионального мастерства педагогических работников, поддержку инновационных технологий в области педагогики, утверждение приоритета образования в обществе.

В 2013-2014 годах республиканский конкурс профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» проводится на основании приказа Министра образования Республики Беларусь от 07.08.2013 № 652 и Инструкции о порядке проведения республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 02.09.2005 № 75 (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь 10.06.2013 № 32) (далее - Инструкция).

Отличительными особенностями конкурса в 2013-2014 годах является введение предметных номинаций, а также включение в состав участников конкурса педагогических работников, реализующих образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования, образовательную программу профессионально-технического образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего (служащего) и общего среднего образования с изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, образовательные программы среднего специального образования на основе общего базового образования.

          Согласно приказу Министра образования Республики Беларусь от 07.08.2013 № 652 «О проведении республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» в 2013-2014 годах конкурс проводится в четыре этапа: первый – в учреждениях образования до 30 ноября 2013 года, второй – районный (городской) до 31 января 2014 года, третий – областной (Минский городской) до 31 марта 2014 года, четвертый – заключительный до 30 сентября 2014 года.

Конкурс на всех этапах проводится по 7 номинациям: 1 – физика, астрономия, математика, информатика; 2 – иностранный язык; 3 – русский язык и литература, белорусский язык и литература; 4 – начальные классы; 5 – музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка; 6 – история, обществоведение, география, химия, биология; 7 – воспитатель дошкольного образования. В каждой номинации определяется победитель конкурса, а на третьем и четвертом этапах – победители и лауреаты. Например: «Учитель года 2013 Кобринского района» в номинации «Физика, астрономия, математика, информатика»; «Лауреат конкурса «Учитель года Минской области 2014» в номинации «Русский язык и литература, белорусский язык и литература».

Введение предметных номинаций в профессиональный конкурс направлено на совершенствование профессиональных умений педагогов в области теории и методики преподавания учебного предмета (направления деятельности) и на развитие предметных методик на основе обобщения достижений педагогов-практиков, что позволит:

-         повысить качество образования по учебным предметам;

-         выявить лучший практический опыт и определить тенденции развития образования по учебным предметам;

-         оценить более объективно подготовку каждого конкурсанта по учебному предмету, т. к. членами жюри будут являться специалисты соответствующего предмета или направления деятельности (например: воспитатель учреждения дошкольного образования, учитель начальных классов);

-         привлечь большее количество педагогических работников к участию в конкурсе;

-         повысить уровень методической работы с педагогами на уровне учреждения образования, района, области;

-         оптимизировать время проведения третьего и четвертого (заключительного) этапов конкурса, т.к. все конкурсные мероприятия в разных номинациях могут проводиться одновременно или в разные сроки;

-         сформировать сообщество педагогов-участников областных и четвертого (заключительного) этапов конкурса по каждому учебному предмету,  при этом члены данного сообщества смогут принимать участие в повышении квалификации других педагогических работников, осуществлять методическую работу на разных уровнях.

Согласно Инструкции, некоторые номинации включают педагогических работников по одному учебному предмету (направлению деятельности): иностранный язык; начальные классы; воспитатель дошкольного образования (далее – «однородные» номинации). Другие номинации включают представителей разных учебных предметов: физика, астрономия, математика, информатика; русский язык и литература, белорусский язык и литература; музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка; история, обществоведение, география, химия, биология (далее – «комплексные» номинации). Проведение конкурса в номинациях различается составом жюри и организацией его работы.

Рекомендуется в состав жюри «однородных» номинаций включать 5 представителей от предметной области, которые оценивают все конкурсные мероприятия.

При проведении второго, третьего и четвертого этапов конкурса рекомендуется в «комплексных» номинациях создавать два состава жюри – предметный и надпредметный, которые привлекаются к оценке разных конкурсных мероприятий. Предметный состав жюри включает не менее 3 человек по каждому учебному предмету, реально представленному в данной номинации на конкурсе. Они оценивают представителей определенной предметной области в конкурсных мероприятиях предметной направленности.

Надпредметное жюри может состоять как из всех членов предметных жюри данной номинации, так и из отдельных представителей - специалистов в области каждого предмета.

Основой для проведения конкурсных уроков (занятий) являются учебные программы дошкольного и общего среднего образования по учебным предметам, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь.

 

II. ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВЕДЕНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «УЧИТЕЛЬ ГОДА »

         

          Первый этап конкурса

Конкретные сроки проведения конкурса, состав оргкомитета, жюри первого этапа определяются приказом руководителя учреждения образования. Оргкомитет определяет порядок проведения конкурса по номинациям, а в случае отсутствия конкурса (менее 2 человек в определенной номинации) определяет кандидатуры для участия во втором этапе конкурса. Учреждения образования «УПК д/с-школа» могут выдвигать до 7 представителей на районный этап – по одному в каждой номинации, учреждения общего среднего образования – до 6 педагогов. Учреждения дошкольного образования направляют для участия во втором этапе одного победителя конкурса в номинации «Воспитатель дошкольного учреждения».

Если в каждой номинации участвует не менее двух кандидатов, в учреждении образования создается надпредметное жюри в количестве 3-5 человек, куда могут входить: директор (заведующий) учреждения образования, заместитель директора (заведующего), педагоги, опыт деятельности которых признан эффективным в данном учреждении образования, районе, области, республике. Для наиболее объективной оценки участников конкурса возможно приглашение в состав жюри педагогических работников из других учреждений образования.

На первом этапе рекомендуется проводить следующие конкурсные мероприятия:

1. Открытый урок (занятие) или классный час.

2. Представление опыта педагогической деятельности на заседании педагогического (методического) совета. Тему выступления определяет участник, который раскрывает направления своей работы, осуществляет подробный анализ решаемых педагогических проблем и предъявляет достигнутые обучающимися результаты.

3. Письменное или устное (по решению оргкомитета) представление системы своей педагогической деятельности по теме «Обучая, я воспитываю…». На всех последующих этапах конкурса предусматривается письменное представление данной системы.  

Победители в номинациях определяются только в случае проведения конкурса.

В учреждениях специального, профессионально-технического и среднего специального образования первый этап конкурса может проводиться лишь по указанным в Инструкции номинациям.

Республиканский конкурс педагогов пройдет как эффективное мероприятие по выявлению и распространению педагогического опыта и современных тенденций развития педагогической практики только при условии широкого вовлечения учреждений образования в эту работу. Проведение конкурса профессионального мастерства педагогов в гимназии, лицее, школе, учреждении дошкольного образования, колледже и т.п. должно стать ключевым методическим мероприятием в данном учреждении образования в этом учебном году. Оно позволит продемонстрировать эффективность и результативность методической работы с педагогами  в учреждении образования.  Цель первого этапа конкурса – создание атмосферы педагогического творчества и сотрудничества, широкое вовлечение педагогов в методические конкурсные мероприятия, предоставление возможности для ознакомления педагогов с эффективным опытом работы своих ближайших коллег. Качество проведения конкурса как методического мероприятия – сфера ответственности заместителя директора (заместителя заведующего), курирующего методическую работу в учреждении образования.

Организация, содержание, атмосфера первого этапа конкурса во многом предопределяют отношение педагогов и руководителей к профессиональным конкурсам последующих этапов.

Во всех учреждениях общего среднего и дошкольного образования, а также в учреждениях специального, профессионально-технического и среднего специального образования в октябре – ноябре 2013 года необходимо провести профессиональные конкурсы педагогов. Рекомендуется перенести на это время проведение недель профессионального мастерства, декад открытых уроков, тематических методических (или педагогических) советов, заседаний методических объединений (секций) и других мероприятий, направленных на выявление и распространение педагогического опыта учителей (воспитателей, преподавателей) данного учреждения образования.

Проведение конкурса в конце первой – начале второй четверти позволяет использовать методические материалы как предыдущего учебного года (разработки уроков, факультативных занятий, классных часов, результаты смотров кабинетов, выступления на методических объединениях, общешкольных мероприятиях и др.), так и созданные в текущем учебном году.

План проведения конкурса и его содержание доводятся до всех педагогов учреждения образования в начале октября. На осенние каникулы планируется проведение методических советов, объединений, секций, на которых изучаются результаты работы педагогов по совершенствованию своего профессионального уровня: творческие отчеты, представление опыта своей работы, результатов самообразования, тезисов выступлений на квалификационных экзаменах, семинарах, конференциях в районе, области, республике, публикации, участие в реализации инновационных проектов. Во второй декаде ноября рекомендуется провести серию открытых уроков (занятий) педагогов в своих классах (группах) по текущим темам. График открытых уроков (занятий) составляется на основании предложений администрации учреждения образования или на основании приглашений самих учителей. В третьей декаде ноября могут проходить открытые мероприятия, на которых демонстрируются учебные занятия или их фрагменты из методической копилки педагога по любой теме и в любом классе (группе): уроки (занятия), классные часы, факультативные занятия, внеклассная работа. Приветствуется посещение данных мероприятий членами педагогического коллектива.

Для поощрения и поддержки профессионального творчества педагогов в учреждении образования можно отмечать педагогов и в дополнительных (непредметных) номинациях, например: «Педагогический дебют», «Самый классный классный» и т.п. При наличии в учреждении образования факультативных занятий музыкальной, театральной, хореографической или иной направленности участие в конкурсе специалистов данных дисциплин приветствуется и поощряется на уровне учреждения.

Ход конкурса и его итоги отражаются на сайте учреждения образования, в печатных изданиях учреждения образования, учитываются при подведении итогов работы педагогов. Победители конкурса в номинациях, участники районного этапа конкурса от данного учреждения объявляются на собрании педагогического коллектива (педсовете) или на торжественном собрании коллектива учебного учреждения. На подведение итогов конкурса приглашаются представители районного оргкомитета (методкабинета).

Второй этап конкурса

         На районном этапе конкурс проводится в каждой номинации, где выявляется победитель.

Конкретные сроки проведения второго этапа конкурса определяются приказом начальника отдела (управления) образования, спорта и туризма. Оргкомитет определяет порядок проведения конкурса, утверждает состав жюри в каждой номинации.

На втором этапе рекомендуется следующая модель конкурса, которая включает очные и заочные мероприятия.

Конкурс проводится в два тура в каждой номинации. В мероприятиях первого (заочного) тура принимают участие все участники конкурса, заявленные учреждениями образования.

Первый (заочный) тур включает следующие конкурсные мероприятия:

1. Письменное представление проекта открытого урока (занятия) на заданную тему. Единая тема для проектирования урока (занятия) в «однородных» номинациях определяется жюри и предварительно доводится до всех участников конкурса. В «комплексных» номинациях единая тема по каждому учебному предмету определяется предметным жюри и предварительно доводится до сведения участников конкурса. Оценку проводит предметное жюри.

2. Самопрезентация конкурсанта в электронной форме, где должны быть отражены направления и результаты педагогической деятельности. Целесообразно установить ограничения для самопрезентации (например: не более 25 слайдов). Данное конкурсное мероприятие оценивается предметным жюри.

Конкретное количество участников конкурса от каждой номинации, прошедших на второй тур, определяется оргкомитетом второго этапа в зависимости от количества педагогов, принимающих участие в конкурсе. Рекомендуется следующее количество участников второго тура по номинациям: в «однородных» номинациях 4 участника (по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях). В «комплексных» номинациях 4-6 участников (по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях независимо от учебных предметов). Разное количество участников второго тура объясняется разным количеством учебных предметов, включенных в одну номинацию. Например: в номинации, которая включает шесть учебных предметов (музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение, черчение, физическая культура и здоровье, допризывная подготовка), предоставляется возможность участия во втором туре преподавателям всех учебных предметов.

Второй тур включает:

1. Заочное письменное представление системы педагогической деятельности по теме «Обучая, я воспитываю…». Оценивается предметным жюри.

2. Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по теме, указанной жюри. Уроки (занятия) в «однородной» номинации проводятся в один день, уроки в «комплексных» номинациях по разным учебным предметам могут проводиться как одновременно (параллельно), так и в  разное время. Оценивается открытый урок предметным жюри.

3. Публичное представление системы педагогической деятельности по теме «Обучая, я воспитываю …». Данное конкурсное мероприятие в каждой номинации целесообразно проводить раздельно. В «однородных» номинациях его оценивает предметное жюри, в «комплексных» мероприятиях   надпредметное жюри.

Победители в номинациях определяются по наибольшей сумме набранных баллов в первом и втором турах.

Например: в первом туре в номинации «История, обществоведение, география, химия, биология» заявлено от 20 учреждений образования района  18 педагогов, в т. ч. 4 учителя истории, 6 учителей биологии, 3 учителя географии, 5 учителей химии. Во второй тур по сумме баллов прошло 6 педагогов: 2 учителя истории, 2 учителя биологии, 2 учителя химии. Все 6 педагогов заочно представляют систему педагогической деятельности по теме «Обучая, я воспитываю …», публично ее защищают, проводят конкурсные уроки. При этом уроки и письменное представление системы работы оценивает жюри, состоящее только из специалистов одного предмета. Уроки могут проводиться как одновременно по всем предметам в одном-двух учреждениях образования, так и в разные дни и в разных учреждениях. Публичное выступление конкурсанта оценивает надпредметное жюри, включающее специалистов каждого учебного предмета (биологии, истории, химии).

Таким образом, во втором туре во всех номинациях может принимать участие от 28 до 36 педагогических работников района.

Семь представителей района (победители в номинациях) направляются для участия в областном (Минском городском) этапе.

Среди представителей учреждений общего среднего, специального, профессионально-технического и среднего специального образования подчиненных республиканским органам государственного управления, областным и Минскому городскому исполнительным комитетам, при наличии более двух претендентов для участия в третьем этапе конкурса в каждой номинации органам управления образования рекомендуется провести второй (отборочный) этап. Победитель в каждой номинации направляется для участия в третьем этапе конкурса.

При проведении мероприятий второго этапа конкурса и подведении его итогов, наряду с педагогическими, психологическими, развивающими, воспитательными аспектами деятельности учителя (воспитателя), большое внимание уделяется  его компетенции по учебному предмету и вкладу в совершенствование методической работы по учебному предмету (направлению деятельности) в районе. Ответственность за объективность оценки профессиональной компетентности педагога в области преподаваемого учебного предмета (направления деятельности), соблюдения требований к преподаванию учебного предмета лежит в сфере деятельности методиста (специалиста) районных структур, курирующего преподавание данного учебного предмета.

После поступления заявок от учреждений образования на участие педагогов в конкурсе оргкомитет районного этапа привлекает методистов Р(Г)УМК, учителей-методистов, руководителей методических объединений, учителей (воспитателей) высшей квалификационной категории к предварительной оценке деятельности участников конкурса.

При оценке педагогической деятельности конкурсантов рекомендуется учитывать участие в методической работе по учебному предмету (направлению деятельности): руководство творческой группой, наставничество, подготовку и проведение заседаний методического объединения, проведение открытых уроков (занятий) для районного методобъединения, подготовку и издание материалов в помощь учителям (воспитателям) и т. п., результативность участия учащихся в мероприятиях районного уровня.

Мероприятия второго этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников должны быть проведены в  январе 2014 года во всех районах Республики Беларусь. Их проведение целесообразно совместить с неделями педагогического (методического) мастерства, традиционными для многих районов и областей.

В данное время при проведении очередного заседания предметного методического объединения учителей (воспитателей) района руководитель (или методист) представляет педагогов-участников конкурса. По указанию оргкомитета второго этапа, письменная характеристика, отражающая деятельность педагога по учебному предмету (направлению деятельности), может передаваться в жюри конкурса и учитываться при подведении его итогов.

Конкурсные уроки (занятия) в рамках второго этапа конкурса проводятся во второй – третьей декадах января. При проведении конкурсных уроков (занятий) в незнакомых классах (группах) присутствуют только участник конкурса и предметное жюри. Администрация, учителя (воспитатели), представители прессы, во избежание субъективных оценочных суждений, на уроки (занятия) не допускаются. Остальные конкурсные мероприятия могут быть как открытыми, так и закрытыми. В состав жюри второго этапа конкурса в каждой номинации могут приглашаться представители оргкомитета областного этапа – сотрудники областных (Минского городского) институтов развития образования.

Третий этап конкурса

В области (г. Минске) проводится конкурс в каждой номинации и определяются победитель и два лауреата.

 Конкретные сроки проведения третьего этапа конкурса, состав оргкомитета определяются приказом начальника управления образования  облисполкома, председателя комитета по образованию Мингорисполкома. Оргкомитет определяет порядок проведения конкурса, утверждает жюри в каждой номинации.

На третьем этапе рекомендуется следующая модель проведения конкурса, которая включает очные и заочные мероприятия.

Конкурс проводится в три тура в каждой номинации.

Первый тур

1. Дистанционное компьютерное тестирование. Тесты состоят их двух частей. Часть А включает вопросы по теории и методике преподавания учебного предмета (направления деятельности), часть Б – по педагогике и психологии. Тесты могут выполняться как на компьютере учреждения образования, так и персональном компьютере после регистрации в системе (аналогично дистанционным олимпиадам). Оценивается автоматически.

2. Заочная видео- или мультимедийная самопрезентация педагога: видео – до 10 минут, мультимедиа – до 25 слайдов. Оценивается предметным жюри.

3. Заочный конкурс методических разработок по учебному предмету (план урока (занятия), фрагмент урока (занятия), дидактические материалы к уроку (занятию) и т. д. – по усмотрению предметного жюри). Оценивается предметным жюри.

4. Заочное письменное представление системы педагогической деятельности по теме «Обучая, я воспитываю …». Оценивается предметным жюри.

Решением жюри на основании первого тура конкурсных мероприятий в «однородных» номинациях определяются 4 участника второго тура по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях. В «комплексных» номинациях решением оргкомитета определяется 4-6 участников по наибольшему количеству баллов, набранных в конкурсных мероприятиях, независимо от преподаваемых учебных предметов.

Второй тур

1. Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по теме, указанной жюри. Тема урока (занятия) определяется в соответствии с календарно-тематическим планированием педагога, работающего в данном классе (группе). Уроки могут проводиться как одновременно по всем предметам в одном-двух учреждениях образования, так и в разные дни и в разных учреждениях. Оценивается предметным жюри.

2. Мастер-класс для студентов или педагогов. Тему мастер-класса определяет участник конкурса. Оценивается предметным жюри.

Третий тур

По результатам второго тура в каждой номинации определяется по три участника конкурса, которые допускаются к третьему туру.

Конкурсными мероприятиями третьего тура могут быть:

·        публичное выступление конкурсанта на сцене на заданную жюри тему;

·        мини-урок или классный час на сцене;

·        публичное представление системы педагогической деятельности по теме «Обучая, я воспитываю …».

Конкурсные мероприятия третьего тура могут проводиться по каждой номинации отдельно. В «однородных» номинациях данные конкурсные мероприятия оценивает предметное жюри, в «комплексных» мероприятиях   надпредметное жюри.

Победитель и лауреаты определяется по наибольшей сумме баллов, набранных в первом, втором и третьем турах.

Например: для участия в третьем этапе конкурса в номинации «Физика, астрономия, математика, информатика» заявлено 27 представителей, из них 9 учителей физики и астрономии, 11 учителей математики, 7 учителей информатики. Все они проходят компьютерное предметное тестирование по месту работы или жительства, направляют в жюри своей номинации видео- или мультимедийную самопрезентацию, разработку указанного жюри урока или его фрагмента, а также письменно представляют систему педагогической деятельности по теме «Обучая, я воспитываю …». По результатам первого тура для проведения открытых уроков и мастер-классов допускается 6 человек, в т. ч. 2 учителя физики, 3 учителя математики, 1 учитель информатики.

Итого, во втором туре во всех номинациях могут принимать участие от 28 до 36 педагогических работников области.

В третьем туре принимает участие 3 педагога: 1 учитель физики, 2 учителя математики. Им предлагается провести мини-урок и публично представить систему педагогической деятельности по теме «Обучая, я воспитываю …». По сумме баллов, набранных в первом, втором и третьем турах, определяется победитель и два лауреата.

Таким образом, в третьем туре во всех номинациях принимает участие 21 педагог.

Семь представителей области (г. Минска) победители в номинациях направляются для участия в четвертом этапе конкурса.

Областные (Минский городской) этапы конкурса проводятся в феврале-марте 2014 года, захватывая как время третьей четверти (проведение открытых уроков), так и каникулярное время – проведение в институтах образования и университетах мастер-классов, открытых конкурсных мероприятий.

Важную роль на областном (Минском городском) этапе играет тестирование педагогов. Для подготовки педагогов к тестированию рекомендуется использовать Программу квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение педагогическим работникам высшей квалификационной категории, размещенную на сайте Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

Возможно два варианта проведения тестирования:

1-й вариант. Тестирование проводится в дистанционной форме для всех педагогов, заявленных от районов для участия в третьем этапе конкурса. Оргкомитет третьего этапа определяет сроки проведения тестирования. Для участия в тестировании каждый участник обязан зарегистрироваться на указанном сайте. Время непосредственного выполнения тестов (до 50 минут) и результаты тестирования передаются жюри третьего этапа. Материалы и техническое обеспечение такого тестирования обеспечивают институты развития образования.  

2-й вариант. Тестирование на базе институтов развития образования проходят только те педагоги, которые прошли во второй тур конкурса. Тестирование может проводиться как в компьютерном виде, так и с использованием бумажных носителей.

Четвертый этап конкурса

В четвертом (заключительном) этапе конкурса принимают участие по 7 представителей от областей (г. Минска) – победители в каждой номинации. Всего – 49 человек.

Конкретные сроки проведения четвертого (заключительного) этапа конкурса, состав оргкомитета определяются приказом Министра образования Республики Беларусь.

Четвертый (заключительный) этап конкурса состоит из финала и суперфинала.

Для проведения четвертого (заключительного) этапа конкурса в номинациях оргкомитетом создаются 7 составов жюри финала. Для проведения суперфинала конкурса создается надпредметное жюри, которое состоит их известных ученых, журналистов, представителей общественных организаций и т. д. Данное жюри оценивает также самопредставление областных (г. Минск) команд.

Заочный этап финала включает письменное представление системы педагогической деятельности по теме «Обучая, я воспитываю …».

Очный этап включает:

1. Самопредставление областных команд (г. Минска), в котором отражены достижения региона и роль педагогов в развитии образования.

2. Педагогическое и психологическое тестирование.

3. Открытый урок (занятие) в незнакомом классе (группе) по теме, указанной жюри. Оценивается предметным жюри.

4. Мастер-класс для студентов или педагогов. Тему мастер-класса определяет участник конкурса. Оценивается предметным жюри.

По результатам финала в каждой номинации определяются победитель и два лауреата. Победитель получает диплом победителя в номинации. Лауреаты получают дипломы лауреатов в номинации. Все остальные получают дипломы участников.

Победители из каждой номинации выходят в суперфинал. Во время суперфинала проводятся следующие мероприятия: мини-урок (мини-занятие) на сцене, пресс-конференция, публичное выступление. Среди суперфиналистов (7 человек) определяется победитель конкурса «Учитель года Республики Беларусь», который получает диплом победителя и приз «Хрустальный журавль».

III. ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ

1.     Урок (занятие):

·      постановка целей и задач урока (занятия): четкость определения образовательных  целей (задач) урока (занятия); вовлечение обучающихся в постановку образовательной цели (задач) урока (занятия);

·      реализация учебного содержания: владение учителем (воспитателем) предметным учебным материалом; умение реализовать оптимальный для данного класса (группы) объем учебного материала  и уровень сложности предлагаемого содержания; доступность и умение заинтересовать обучающихся содержанием материала; реализация внутрипредметных и межпредметных связей при освоении материала, уровень его обобщенности; демонстрация практической значимости материала; опора содержания на субъектный опыт обучающихся; использование содержания для развития личностных качеств;

·      деятельность учителя (воспитателя) на уроке (занятии): оптимальность и рациональность использования методов обучения и воспитания; эффективность использования приемов мотивации учебно-познавательной деятельности, создания ситуации успеха; владение приемами организации и стимулирования  деятельности; эффективность применения  индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной  деятельности; создание благоприятного психологического климата; создание условий для дифференциации и индивидуализации учебной деятельности; эффективность использования средств обучения;

·      деятельность обучающихся: вовлеченность в образовательный процесс, их активность, заинтересованность; проявляемый уровень учебной деятельности (репродуктивный, продуктивный, творческий);  организованность, эффективность взаимодействия с одноклассниками;

·       контрольно-оценочная деятельность: текущий контроль и оценка индивидуальной, групповой и коллективной учебно-познавательной деятельности; использование самооценки и взаимооценки; аргументированность выставления отметок на уроке или их отсутствия; использование данных оценки эффективности урока (занятия) для постановки перспективных целей, определения содержания и объема домашнего задания; вовлечение обучающихся в определение степени достижения поставленной цели;

·       профессиональные и личностные качества педагогов: соблюдение нормативных требований к организации образовательного процесса; стиль общения, техника речи, коммуникативные качества педагога; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; умение взаимодействовать в образовательном  процессе (организаторские умения); владение классом (группой): эмпатия, умение адаптироваться в незнакомом классе (группе), умение видеть всех и каждого; импровизация и управление педагогическим процессом по ситуации.

2.     Проект, методическая разработка урока (занятия):

·         обоснованность целей (задач) урока (занятия): соответствие целей (задач) требованиям учебной программы, типу урока (занятия); оптимальность постановки образовательной цели (задач); диагностичность образовательной цели (задач) и задач личностного развития обучающихся;

·         оптимальность отбора учебного содержания: отбор содержания в соответствии с целями (задачами) урока (занятия) и требованиями учебной программы; соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся и специфике урока (занятия) в незнакомом классе (группе); логическая структурированность материала; практическая направленность изучаемого материала (связь с жизнью);  личностная значимость материала для обучающихся, использование воспитательного потенциала содержания; предполагаемое использование учебного содержания для формирования общеучебных навыков и ключевых компетенций (использование развивающего  потенциала содержания);

·         планируемая деятельность учителя (воспитателя): по мотивации и организации учебно-познавательной деятельности в соответствии с целями (задачами) урока (занятия); организации взаимодействия участников образовательного процесса;

·         предполагаемое дидактическое оснащение урока (занятия): оптимальность сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной  деятельности; адекватность планируемых методов обучения целям (задачам) и содержанию;  рациональность отбора средств обучения;

·         планируемая деятельность обучающихся: по усвоению знаний и  освоению способов деятельности; развитию личностных качеств и способностей; взаимодействию с одноклассниками и учителем;

·         планируемая контрольно-оценочная деятельность: определение объектов контроля и  содержания оценки; адекватность отобранных способов контроля и оценки; разработанность инструментального обеспечения контроля и оценки результатов учебной деятельности.

3.     Представление опыта (системы) педагогической деятельности:

·             согласованность целей (задач) обучения и воспитания, прогнозируемого результата в представленном описании опыта (системы): цель деятельности направлена на решение актуальной проблемы обучения и воспитания, поставлена конкретно и диагностично;

·             сущность опыта (системы): представлена система методов, форм, средств, приемов, технологий обучения и воспитания, подходов к отбору содержания, обеспечивающих достижение запланированных результатов;

·             результативность, эффективность: доказана результативность, эффективность деятельности на конкретных примерах; определены условия, способствующие и ограничивающие применение образовательного продукта и перспективы развития опыта (системы);

·             методический уровень описания опыта (системы): четко выделяется транслируемое ядро в форме, пригодной для распространения в педагогической среде. Автор приводит рекомендации по использованию опыта (системы) другими педагогами.

4.     Мастер-класс:

·         системность и содержательность: отражение основных идей опыта собственной педагогической деятельности; соответствие содержания мастер-класса заявленной теме;  оперирование предметными знаниями; направленность на содержательно-методические аспекты преподавания предмета;

·         технологичность и управление деятельностью участников мастер-класса: четкость алгоритма занятия (структура, этапы); оптимальность использования методов, способов включения в деятельность участников занятия; оптимальность и целесообразность форм организации деятельности участников мастер-класса; оптимальность обеспеченности занятия средствами обучения; наличие приемов поиска и открытия (удивления, озарения); наличие приемов мотивации участников занятия (актуализация, проблематизация, «разрыв» и т. д.); использование приемов и средств дифференциации деятельности участников мастер-класса; умение мобилизовать творческий потенциал участников мастер-класса; наличие рефлексии и обратной связи на занятии;

·         эффективность: продуктивность полученных результатов для участников мастер-класса; практическая значимость представленных методических находок и достижений для участников мастер-класса; умение педагога оценить результативность совместной деятельности;

·         эксклюзивность: проявление авторской индивидуальности; выраженность инновационной идеи; наличие оригинальных приемов, методов, способов, средств организации мастер-класса;

·         общая культура: эрудиция; владение аудиторией (эмоциональность, убедительность, артистизм, выразительность речи, способность к импровизации); стиль общения, коммуникативные качества педагога

5.     Мини-урок (занятие) на сцене:

·         соответствие содержания урока (занятия) предложенной теме;

·         выраженность ведущей идеи педагогической системы конкурсанта;

·         опора на учебное содержание преподаваемого предмета (направления деятельности);

·         целесообразность форм организации;

·         эффективность деятельности обучаемых;

·         оригинальность, нестандартность педагогических решений, действий.

6.     Представление (самопредставление) педагога:

·         актуальность заявленной в представлении (самопредставлении) педагогической идеи: социальная значимость (соответствие запросам обучающихся, родителей, общества); направленность на решение педагогических проблем;

·         авторское раскрытие педагогической идеи: степень выраженности своей педагогической позиции; оптимальность выбора демонстрируемых образцов педагогической деятельности, полнота их представления; демонстрация результативности реализации идеи; влияние личностных увлечений на успешную профессиональную деятельность;

·         форма представления (самопредствления): целостность,  соответствие формы высказывания его содержанию,  эффективность использования средств наглядности, ораторское мастерство (последовательность, точность, аргументированность, выразительность, уместность); артистизм, эстетичность подачи материала.

         7. Творческое представление команды: демонстрация достижений педагогической практики в регионе, отражение вклада педагогов в развитие образования.

8. Публичное выступление:

·                умение убеждать;

·                умение управлять вниманием аудитории;

·                правильность, точность, чистота, богатство и выразительность речи;

·                умение отвечать на вопросы.

 

IU. УЧЕТ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА

 

Математика:

·      системное использование базовых математических приемов, алгоритмов измерений;

·      грамотное использование математического языка учителем и учащимися;

·      организация самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения математических знаний из различных источников информации;

·      формирование у учащихся умений определять и понимать роль математики в окружающем мире; высказывать хорошо обоснованные математические суждения (математическая грамотность);

·      обучение учащихся теоретическим знаниям и формирование умений применять математические знания и навыки в нестандартных ситуациях, т. е. умения, которые будут способствовать успешности выпускника во взрослой жизни.

          Информатика:

·      формирование теоретических знаний и практических умений в области информатики, алгоритмики и программирования, информационных и коммуникационных технологий;

·      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при использовании информационных технологий;

·      формирование практических умений индивидуальной работы на компьютере;

·      воспитание информационной культуры, ответственного отношения к соблюдению этических и нравственных норм при использовании  информационных и коммуникационных технологий.

          Физика:

·      освоение системы знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; о наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии;

·      развитие представлений о физике как части общечеловеческой культуры, ее значимости для общественного прогресса,  идеях и методах физической науки, границах применимости физических законов и теорий,  роли выдающихся ученых в развитии физики;

·      формирование основ научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса, понимания значимости физики для развития техники и общественного прогресса, для установления гармонии между человеком и природой;

·      развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий, подготовка учащихся к полноценной жизни в nbsp;font-size:15.0pt;font-family:Symbol;mso-fareast-font-family:Symbol;span style=MsoNormalобществе;

·      овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, планировать, выполнять и оценивать результаты физических экспериментов, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; оценивать достоверность естественно-научной информации; использовать физические знания в практической деятельности;

·      овладение умениями применять полученные знания для обеспечения безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

·      воспитание убежденности в возможности познания природы, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за сохранение окружающей среды.

          Астрономия:

·      формирование знаний об астрономической составляющей научной картины мира в виде фактов о составе, строении, свойствах небесных тел, закономерностях их движения, фундаментальных законов, теорий;

·      развитие способности самостоятельного освоения новых знаний по астрономии в соответствии с появляющимися жизненными задачами;

·      овладение умениями применять полученные знания для объяснения небесных явлений, наблюдать и описывать небесные явления и видимое движение светил;

·      формирование умения проводить простейшие астрономические наблюдения и расчеты, решать астрономические и астрофизические задачи.

          Иностранный   язык:

·      отработка речевых умений и языковых навыков учащихся через применение в образовательном процессе четырех видов речевой деятельности: чтение, восприятие и понимание речи на слух, говорение, письменная речь;

·      формирование у каждого учащегося умений вести общение на иностранном языке;

·      развитие способности осуществлять речевое взаимодействие с одноклассниками;

·      развитие умений работать с аутентичными источниками информации с разной глубиной проникновения в содержание;

·      использование материала о стране изучаемого языка и о Республике Беларусь для организации культуроведческого подхода к преподаванию иностранного языка.

          Русский язык и литература:

·      языковое и речевое развитие учащихся на основе усвоения знаний о системе русского языка на всех его уровнях (фонетика, лексика, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис), правил функционирования языковых средств в речи, норм русского литературного языка, обогащения словарного запаса и грамматического строя речи; формирование правописных умений и навыков, умений пользоваться языком в различных видах речевой деятельности (языковая и речевая компетенции);

·      формирование коммуникативных умений на основе овладения учащимися речеведческими понятиями, формирование умения создавать самостоятельные связные высказывания различных стилей, типов и жанров речи (коммуникативная компетенция);

·      формирование речевой культуры учащихся на основе освоения языка как системы сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения русской, национальной культуры в контексте общемировой (лингвокультурологическая компетенция);

·      развитие средствами языка гражданской, интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной культуры учащихся;

·      приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций личности.

          Беларуская мова і літаратура:

·       засваенне ведаў пра сістэму беларускай мовы на ўсіх яе ўзроўнях (фанетыка, лексіка, фразеалогія, склад слова і словаўтварэнне, марфалогія, сінтаксіс), заканамернасцей і правіл функцыянавання моўных сродкаў у маўленні, нормаў беларускай літаратурнай мовы, фарміраванне ўменняў практычнага выкарыстання мовы ва ўсіх відах маўленчай дзейнасці (моўная кампетэнцыя);

·      фарміраванне камунікатыўных уменняў на аснове авалодання маўленчай тэорыяй (тэкст, тыпы, стылі і жанры маўлення) і культурай маўлення, уменняў ствараць самастойныя вусныя і пісьмовыя выказванні розных тыпаў, стыляў і жанраў (камунікатыўная кампетэнцыя);

·      усведамленне вучнямі мовы як феномена культуры, у якім знайшлі адбітак яе праяўленні, як сродку спасціжэння айчыннай і сусветнай культуры; выпрацоўка ўменняў карыстацца культуразнаўчымі звесткамі з мэтай забеспячэння паўнавартаснай камунікацыі (лінгвакультуралагічная кампетэнцыя);

·      далучэнне вучняў да набыткаў айчыннай мастацкай славеснасці (у кантэксце сусветнай), развіццё здольнасці да эстэтычнага ўспрымання і ацэнкі з’яў літаратуры, фарміраванне навыкаў самастойнага чытання, мастацка-эстэтычнага густу;

·      развіццё інтэлектуальнай, камунікатыўнай, духоўна-маральнай, грамадзянскай культуры вучняў сродкамі вучэбных прадметаў «Беларуская мова» і «Беларуская літаратура».

          Начальные классы:

·      соблюдения требований методики преподавания учебных предметов;

·      учет возрастных особенностей учащихся;

·      оптимальная смена видов деятельности на уроке;

·      учет преобладающего типа мышления и реализация поэтапного перехода от наглядно-образного мышления к словесно-логическому и понятийному;

·      реализация принципов безотметочного обучения в 1-2 классах.

         Музыка:

·        формирование ценностного отношения к музыке как части жизни человека;

·        воспитание эстетических чувств;

·        формирование художественного вкуса;

·        развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса;

·        овладение способами музыкальной деятельности;

·        развитие умений творческого самовыражения в музыкальной деятельности.

          Изобразительное искусство:

·      постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;

·      развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;

·      развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;

·      создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;

·      формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

·      формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности.

Физическая культура и здоровье:

·          строгое выполнение правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом;

·          создание условий безопасных занятий на уроках и во внеурочной деятельности;

·          соблюдение санитарно-гигиенических требований к местам занятий, физкультурному и спортивному инвентарю и оборудованию;

·          учет индивидуальных возрастно-половых особенностей учащихся при формировании двигательных умений и навыков, при определении объема физических нагрузок;

·          эффективность решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач;

·          соблюдение спортивной терминологии;

·          умение своевременно замечать и грамотно исправлять ошибки учащихся;

·          умение воспитывать высокую сознательную дисциплину, самостоятельность и инициативу в решении двигательных задач;

·          использование во время учебных занятий современных технических средств обучения.

          Трудовое обучение:

·      формирование теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности, основ графической и технологической грамотности, практических умений ведения домашнего хозяйства, навыков безопасных приёмов труда;

·      развитие познавательных интересов, творческих способностей, коммуникативных умений, эстетического вкуса, конструкторских способностей, технического и художественного мышления учащихся в процессе различных видов деятельности;

·      воспитание трудолюбия, культуры труда, сознательности, аккуратности, бережливости, инициативности, предприимчивости, ответственности за результаты своего труда, формирование ценностного отношения к культурным традициям нации.

          Черчение:

·      формирование у учащихся системы знаний о графических изображениях, видах графической информации, стандартах Единой системы конструкторской документации (ЕСКД);

·      овладение учащимися приёмами анализа графической информации об изделиях, чтения в установленном порядке такой информации;

·      развитие у учащихся пространственных представлений, эстетического вкуса, воспитание положительных качеств личности;

·      ознакомление с компьютерными технологиями, использование компьютерной техники для получения графических документов;

·      подготовка учащихся к применению полученных знаний, умений и навыков в школьной и повседневной практике, к конструкторско-технологической деятельности, дизайну.

          Допризывная подготовка:

·      получение основных общих и специальных знаний по допризывной подготовке, включающих в себя представление о героизме и мужестве белорусского народа в деле защиты Отечества, знание конституционной обязанности граждан по защите Республики Беларусь, ознакомление с историей и современным состоянием национальных Вооружённых Сил, изучение основ военного дела;

·      формирование умений и навыков применения на практике знаний по допризывной подготовке;

·       воспитание у молодёжи чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, необходимости строгого соблюдения дисциплины;

·       воспитание гуманности, нравственности, духовности.

          История:

·      развитие исторического мышления на основе усвоения теоретического, хронологического, фактологического, картографического исторического материала;

·      развитие умений использовать различные источники исторической информации;

·      осмысление учащимися знаний об общих закономерностях развития исторического процесса, о месте и роли Беларуси во всемирно-историческом процессе;  

·      осознание самоценности и уникальности культур народов мира в различные исторические эпохи;

·      формирование ценностных ориентаций учащихся на основе идей гуманизма и патриотизма, культурно-исторического наследия белорусского народа, принципов гражданского общества и правового государства.

          Обществоведение:

·      освоение учащимися картины мира, адекватной современному уровню научных знаний; осмысление места человека в современном мире; усвоение необходимых для этого знаний об основных сферах общественной жизни и человеческой деятельности, их эффективное применение в процессе взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей;

·      развитие духовно-нравственной, правовой, политической, экономической, экологической, эстетической культуры личности учащихся, а также культуры их мышления, общения, труда, игры, учебы, досуга;

·      формирование гражданского самосознания, ответственной социальной позиции, патриотизма, конструктивного опыта общения, взаимопонимания и сотрудничества;

·      успешная социализация учащихся;

·      выработка установок и убеждений, необходимых для продолжения образования, активного включения в трудовую деятельность и общественную жизнь.

          География:

·      развитие комплексного географического мышления, формирование объективных взглядов у учащихся на развитие природы и общества;

·      формирование представлений об особенностях природы, закономерностях размещения населения, его хозяйственной деятельности, географических процессах и явлениях различных регионов планеты;

·      изучение системы природных, хозяйственных и социальных объектов и явлений в Беларуси;

·      развитие умений использовать различные источники информации о географических объектах и явлениях; работать с книгой, картографическими учебными изданиями, справочными материалами, краеведческими материалами, основанными на наблюдениях, электронными и иными источниками информации; оформлять результаты работы;

·      воспитание патриотизма и любви к природе, бережного отношения к национальным богатствам, уважения к культуре своей страны и культуре народов других стран.

          Химия:

·   формирование научного мировоззрения учащихся, представления о материальности окружающего мира, значении научной теории и эксперимента в его познании;

·   приобретение учащимися системных теоретических химических знаний и опыта их применения для объяснения природных и техногенных процессов;

·   развитие умений приобретать и практически использовать знания, наблюдать и объяснять химические явления, проводить химический эксперимент и расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

·   формирование убежденности в необходимости использования потенциала химии для исследования природы, рационального природопользования и экологически грамотного поведения, положительного отношения к химии как важнейшему компоненту общечеловеческой культуры;

·   создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе усвоения химических знаний и проведения химического эксперимента, для самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями.

          Биология:

·        формирование у учащихся представлений о живой природе в единой картине мира, о многообразии, взаимосвязи и взаимовлиянии живых организмов, об общих закономерностях развития живой материи;

·        усвоение учащимися важнейших классических и современных достижений биологии, научного метода познания применительно к живым системам;

·        усвоение учащимися знаний о структуре, функционировании и развитии биологических систем и об их изменениях под влиянием естественных причин и деятельности человека;

·        приобретение учащимися знаний о применении биологических законов и закономерностей в повседневной деятельности человека и для формирования навыков здорового образа жизни;

·        формирование у учащихся экологического стиля мышления, выработка бережного отношения к природе, отношения к жизни как наивысшей ценности на Земле, в том числе к здоровью и жизни самого человека.

 

 

Дошкольное образование:

·        соблюдение санитарно-гигиенических требований при организации образовательного процесса;

·        учёт возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития, а также полоролевой специфики;

·        педагогическая целесообразность использования игрушек и оборудования, которая соответствует задачам всестороннего развития личности ребенка;

·        использование современного научно-методического обеспечения в процессе организации образовательной деятельности;

·        отбор методов, приемов педагогической деятельности в соответствии с возрастными особенностями;

смена видов деятельности при организации образовательного процесса.