пишет о
Тема номера
Кто расправляет крылья?
Вчера (25.09.2009) в столичной Академии последипломного образования соревновались участники суперфинала республиканского конкурса «Учитель года-2009».
Из 21 финалиста конкурса в суперфинал вышли шестеро. Когда верстался номер «НГ», имя победителя ещё не было известно. Но я поймала себя на мысли, что и не жажду побыстрее его узнать: все участники показали высочайший уровень профессионального мастерства. И каждый из шестёрки лучших был по-моему уникален.
Представляем читателям “НГ” лучших педагогов страны.
Учитель биологии столичного лицея № 2 Татьяна Сагаль считает, что учить разуму надо сердцем. Ее кредо: “Прими ученика таким, каков он есть, и сделай так, чтобы он хотел стать лучше”.
Учитель физики средней школы № 10 города Жлобина Олег Купрацевич широко использует межпредметные связи, а в связи с этим изучает возможности использования на уроках физики информационных технологий. В неурочное время возглавляет школьный совет отцов.
Учитель белорусского языка и литературы гимназии № 5 Витебска Галина Сухова считает, что ее педагогическая миссия — создавать для учеников ситуации свободного выбора принятия решений и ответственности за их исполнение. И что собственной верой в учеников педагог сможет поднять их на ту высоту, на которой мечтает видеть.
Учитель математики Светлогорской гимназии Виктория Бондаренко умеет увидеть несколько вариантов решения одной проблемы и выбрать оптимальный. Ее умение трансформировать методические рекомендации и теоретические положения в конкретные педагогические действия поспособствовало тому, что в финале Виктория лидировала по количеству набранных очков.
Учитель музыки средней школы № 37 Могилева Ольга Бонич проводит уроки-прогулки, уроки-спектакли, уроки-инсценировки, уроки-презентации. Для нее нет учеников без слуха и чувства ритма: за 20 минут вчерашнего мини-урока в Академии последипломного образования она составила оркестр из не имеющих отношения к музыке учителей.
Директор ганцевичской общеобразовательной школы № 2 Юрий Андрейчик преподает не биологию — науку жить в гармонии с природой, миром людей и собственной душой. А еще у директора школы потрясающее чувство юмора и ярко выраженные артистические способности. Его успешное выступление на конкурсе свидетельствует, что это важные для руководителя качества.
Талант и опыт участников конкурса в ближайшее время станут достоянием педагогов страны. С 2007 года в Беларуси существует клуб “Хрустальный журавль”, объединяющий организаторов и участников конкурса разных лет. На их счету не один “педагогический десант”, семинар, мастер-класс, творческая мастерская.
В тему
Конкурсы педагогического мастерства стали республиканскими с 1995 года.
Первым обладателем “Хрустального журавля” в том же 1995 году стал Владимир Зданович, учитель физики СШ № 1 Дрогичина, ныне председатель Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания;
Наука и образование
Адрес в интернете: http://ng.by/ru/issues?art_id=42084
Как вы думаете, можно ли нарисовать мечту и ожидать, что чудесным образом все произойдет на самом деле? Можно и даже нужно, не сомневается победитель республиканского конкурса профессионального мастерства “Учитель года-2004” директор гимназии № 3 Могилева Игорь ЯКИМЕНКО читать статью ->
Ірына ДЗЯРГАЧ Обсудить статью с другими читателями
05.06.2010
Можно преподавать, самому получая удовольствие, доставляя удовольствие ученику, и иметь при этом высокий результат, считает учитель биологии Сморгонской гимназии № 4, обладательница “Хрустального журавля” 2006 года Ирина КЛЕВЕЦ.
Стать учителем Ирина Клевец с детства не мечтала. Когда училась читать статью ->
Редакция Обсудить статью с другими читателями
Хочешь научить других — умей сам.
Сегодня он заместитель председателя Малоритского райисполкома.
“Шпетный Вадим Павлович, учитель географии Ланской школы Малоритского района. Молод, обаятелен, всего семь лет работает в школе. Но умеет делать все: быть географом, историком, учителем физкультуры, заместителем директора по внеклассной работе, учиться в аспирантуре БГПУ им. М.Танка, работать над учебником географии. А еще он сумел стать победителем конкурса профессионального мастерства педагогов не только в Брестской области, но и на республиканском уровне. Это заслуженная победа”, — так сказала о победителе конкурса “Хрустальный журавль-2001” ответственный секретарь жюри Зинаида Булахова. Он стал первым в нынешнем веке учителем года страны. Впервые за историю конкурса хрустального журавля вручили сельскому педагогу. Сегодня у Вадима Павловича — новый кабинет, уже не школьный. На дверях — свежая табличка: заместитель председателя райисполкома. читать статью ->
“Журавль” в руках.
Обладатель титула “Учитель года-2009” Юрий АндрейЧик считает, что победить ему помогли опыт публичности и умение решать нестандартные задачи
Учитель года-2009 практикуется в решении таких задачек в средней общеобразовательной школе № 2 города Ганцевичи, где ведет уроки биологии, одновременно занимая должность директора. Кстати, в этом году представители администрации школ впервые оказались в суперфинале. И, как доказали яркие показательные уроки Юрия Андрейчика, административный ресурс тут ни при чем.
— К чему теперь будет стремиться педагог, достигший “потолка” профессионального мастерства? — поинтересовалась “НГ” у победителя.
— “Потолка” для учителя быть не может, — серьезно поправил нас Юрий Андрейчик. — Я не считаю победу неким высшим личностным достижением. Это просто конкурс, то есть ступенька, которая поможет мне вступить в клуб “Хрустальный журавль” и развиваться дальше. Хотелось бы ездить вместе с участниками клуба — финалистами конкурса “Учитель года” прошлых лет, учиться мастерству у них, самому давать уроки
Биолог Юрий Андрейчик утверждает, что “только учитель рождается с зубами, чтобы всю жизнь грызть гранит науки”. Доля правды в этой шутке весьма велика.
— Конкурс “Учитель года” набирает мощь и масштабность, — рассказал “НГ” министр образования Беларуси Александр Радьков. — На различных этапах профессиональных состязаний педагогов приняло участие около 10 тысяч учителей. Это ведь очень непросто — выйти на сцену, проявить себя, показать, что ты более профессионален, чем коллеги. Как работают финалисты конкурса, надо видеть: ученики аплодировали им после уроков. Это действительно высший класс мастерства.
По словам министра, с переходом на одиннадцатилетку белорусская школа не утратила качества образования:
— Процессы перехода на одиннадцатилетку показали, что мы профессионально подготовлены к решению образовательных задач любого масштаба. Во время минувшей абитуриентской кампании выпускники 11-х и 11-х “штрих” классов показали одинаковые результаты. Среди тех и других есть победители олимпиад, многие стали студентами престижных университетов. Это результат учительского мастерства, хорошего методического сопровождения процесса обучения, в целом организованности системы образования. Впереди у нас задача достичь высочайшего качества на всех этапах образования.
Конечно, журналисты поинтересовались, скоро ли все школьные уроки будут вестись на конкурсном уровне.
— У нас все учителя подготовлены, все по-своему хороши, и таких профессионалов, как 21 финалист нынешнего конкурса, поверьте, очень много, — заверил министр.
Лучшие педагоги страны смогут работать по собственным методикам.
Президент Беларуси Александр Лукашенко вручил главный приз конкурса педагогического мастерства – «Хрустального журавля» и ключи от автомобиля – учительнице английского языка дятловской гимназии № 1 Инессе Зубрилиной и пообещал лучшим учителям страны создать условия для реализации творческой мысли.
Конкурс “Учитель года” существует для того, чтобы выявлять лучших учителей страны, обобщать и распространять их опыт.
По словам Президента, за свою двадцатилетнюю историю конкурс превратился в настоящую академию педагогического опыта и мастерства. “Это красноречиво свидетельствует о высоком общественном признании роли учителя и огромном уважении, которым окружен ваш труд, — сказал участникам финала глава государства. — Успешное будущее государства во многом определяет система образования, основанная на проверенных временем традициях и в то же время открытая для новых идей”.
Чтобы дать дорогу инновациям, Александр Лукашенко считает необходимым привлекать учителей-практиков, истинных профессионалов своего дела, к преподаванию в педагогических вузах и институтах развития образования: “Нужно разрешить им работать по собственным программам и оригинальным методикам. И обязательно включать в число авторов учебников”.
Глава государства предлагает продумать систему мер, которые поспособствовали бы приходу в школы талантливой молодежи, сообщает БелТА. А также усовершенствовать практику аттестации педагогов, открыв более широкие возможности для специалистов с инновационным мышлением: “Мы должны дать возможность передовым учителям досрочно получать более высокую категорию за реальные достижения, а не просто за выслугу лет”.
Многие финалисты нынешнего конкурса представляют сельские и районные учреждения образования. В суперфинал вышли шестеро педагогов, среди них нет минчан. Это учитель математики Лошницкой районной гимназии Борисовского района Иван Якименко, учительница биологии Октябрьской районной гимназии Елена Гарбар, учитель физики и астрономии, завуч гимназии № 3 Гродно Игорь Маслов, победительница конкурса учительница английского языка из Дятлово Инесса Зубрилина, учительница биологии и химии СОШ № 3 Кричева Елена Тилюпо и учитель физики, директор СОШ № 18 Полоцка Дмитрий Шиц. Президент считает эти факты свидетельством того, что усилия по созданию равных условий для получения образования в столице и регионах были плодотворными.
Обращаясь к финалистам республиканского конкурса, Александр Лукашенко подчеркнул: “Вы являетесь одной из наших главных социальных опор, надежными помощниками в государственных делах. Мы очень ценим ваш опыт, профессионализм и высокое чувство ответственности за судьбу страны. Хочется, чтобы вы сохранили гражданские, патриотические традиции белорусского учительства, воспитывали своим примером молодых педагогов”.
Глава государства интересовался у педагогов, что нужно сделать, чтобы поднять престиж профессии. Помимо вещей сугубо материальных (зарплата, обеспечение жильем), очень важным педагоги назвали отбор будущих студентов педагогических вузов. Как вариант решения проблемы — давать рекомендации выпускникам школ для поступления в эти учебные заведения школьными педсоветами.
Президент одобрил идею создания в образовательной сфере института учителей-методистов.
Учителем года-2011 названа Инесса ЗУБРИЛИНА — учительница английского из дятловской гимназии № 1.
Вчера в Минске были подведены итоги республиканского конкурса педагогического мастерства.
Лучший учитель Беларуси — тринадцатый по счету представитель учительской династии. О себе рассказывает, что “выросла на последней парте”, а диплом победителя конкурса профессионального мастерства получила на той же сцене, где десять лет назад гордо держала в руках красный диплом.
— И сегодня я вижу в актовом зале Минского государственного лингвистического университета знакомые лица любимых преподавателей, которым хочу сказать спасибо. Но еще приятнее видеть рядом с ними лица моих учеников, которые тоже пошли по педагогической стезе. Успешность учителя — это прекрасный стимул к дальнейшим действиям, но самое главное — результативность наших детей. Все, что мы делаем, делаем ради них.
— Инесса, сегодняшняя победа ведь не единственная взятая вами в 2011 году высота…
— В мае я получила диплом 1-й степени на республиканском конкурсе “Компьютер. Образование. Интернет”, где представляла одно из своих пособий. В последнее время увлеклась методикой работы с интерактивной доской, наработала определенный опыт ее использования на уроках английского языка. Вообще же информационными технологиями занимаюсь давно, многое из этого арсенала попробовала на своих уроках. Планирую в ближайшем будущем разработать курс дистанционного обучения для школьников.
— Вы владеете современными технологиями, используя богатый педагогический опыт собственной семьи?
— Да, я тринадцатый по счету представитель педагогической династии, поэтому учительская судьба для меня была предначертана. Окончила школу в родном городе Дятлово, в 2001-м получила диплом МГЛУ и вернулась домой. Ибо вслед за классиком считаю, что “где родился, там и сгодился”. Работаю в гимназии, руковожу клубом английского языка. Изучаю инновационные технологии, стараюсь по максимуму участвовать во всех нововведениях — благо сегодня для учителей нашей страны открыты широкие перспективы. У кого есть желание, тот добьется успеха.
— Знаете ли вы, где в очередной раз проявите активность и педагогическое мастерство?
— Конкурс “Учитель года” был напряженным и интересным марафоном. Думаю, все участники почерпнули друг у друга новые идеи, и вместе мы реализуем планы, которые созрели в течение этих очень сложных десяти дней.
На базе гимназии № 19 Минска 25 октября планируется мой мастер-класс для столичных педагогов по участию в интернет-проектах. Более восьми лет мы с учениками активно сотрудничаем с международной ассоциацией, поддерживаем связь, общаемся с многочисленными заграничными партнерами. С удовольствием поделюсь опытом с коллегами: предполагается, что будет вестись прямая интернет-трансляция мастер-класса.
Шестерых лучших педагогов страны — участников суперфинала конкурса “Учитель года” — надо знать в лицо. Учитель математики Лошницкой районной гимназии Борисовского района Иван Якименко, учительница биологии Октябрьской районной гимназии Елена Гарбарь, учитель физики и астрономии, завуч гимназии № 3 Гродно Игорь Маслов, победительница конкурса, учительница английского из Дятлово Инесса Зубрилина, учительница биологии и химии СОШ № 3 Кричева Елена Тилюпо и учитель физики, директор СОШ № 18 Полоцка Дмитрий Шиц
В Беларуси попытаются увлечь детей игрой в учителя, а учителей – новыми образовательными технологиями.
Раскрывать способности и развивать личность каждого ребенка, пробуждать в учениках интерес к знаниям, прививать культуру и готовность к успешной взрослой жизни под силу только талантливому, владеющему передовыми технологиями учителю. Требования к личности учителя неизменны во все времена. А вот спектр технологий и возможностей сегодня гораздо шире, чем десятилетия назад.
Как разглядеть среди сотен тысяч учеников школ будущих учителей и помочь им правильно определиться с жизненной дорогой? И кто поможет наставнику держать руку на пульсе новых технологий?
К тайнам мыльного пузыря
Недавно Президент Беларуси вручил главный приз республиканского конкурса педагогического мастерства – «Хрустального журавля» и ключи от автомобиля – учительнице английского языка Инессе Зубрилиной.
«Учитель года – 2011» работает в гимназии № 1 небольшого городка Дятлово Гродненской области, является тринадцатым звеном в семейной педагогической династии и смело берет на вооружение инновационные методики преподавания. В начале текущего года она уже получила диплом 1-й степени республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет» за разработку программного обеспечения для интерактивной доски – неизменного атрибута своих уроков.
Уважение к педагогическим традициям и инновационное мышление объединяют всех финалистов нынешнего конкурса «Учитель года». Не говоря уже о шести лучших педагогах, вышедших в суперфинал. Некоторые из них известны уже не только в своей стране, но и за ее пределами.
Учитель физики, директор средней школы № 18 Полоцка Дмитрий Шиц, например, доказал, что эффективным средством повышения качества преподавания физики является… флеш-анимация. Ее использование дает возможность экономить время, затрачиваемое на объяснение и закрепление материала. Опыт белоруса Дмитрия Шица был представлен и получил высокую оценку коллег весной текущего года на международном педагогическом марафоне в Великих Луках. В планах педагога – расширение базы анимации и создание соответствующего сайта, чтобы не только учителя городских школ, но и все желающие, в том числе жители других стран, могли воспользоваться флеш-наработками.
Его коллега, учитель физики и астрономии, завуч Гродненской гимназии № 3 Игорь Маслов считает, что каждый урок должен нести ученику открытия, поэтому разработал алгоритм проектирования эвристических заданий. На его уроках школьники создают облака, исследуют тайны мыльного пузыря и выводят формулу устойчивости снеговика. Между прочим, алгоритм белорусского учителя Игоря Маслова используется сотрудниками кафедры естествознания Российского центра «Эйдос» при составлении эвристических заданий для всероссийских дистанционных олимпиад по естественно-научному блоку предметов. С 2006 по 2010 год в эвристических дистанционных олимпиадах приняли участие свыше 5 тысяч учеников из Беларуси, России и Казахстана.
Трое других вышедших в суперфинал педагогов – учителя биологии Елена Тилюпо (г. Кричев) и Елена Гарбар (поселок Октябрьский), учитель математики Лошницкой районной гимназии Иван Якименко (Борисовский район) проводят интегрированные уроки, активно используют технологии развития критического мышления, создают электронные пособия, увлекают детей научно-исследовательской работой… Словом, работают так, что каждый пришедший на их открытый урок родитель вздохнет: «Если бы все учителя так выкладывались!..»
«Журавль» расправляет крылья
А что можно сегодня сделать для того, чтобы передовой педагогический опыт выходил за пределы отдельных кабинетов или учреждений образования?
В 2007 году задавшиеся этим же вопросом участники и организаторы конкурса «Учитель года» по собственной инициативе объединились в клуб «Хрустальный журавль».
Провозгласив своими задачами повышение престижа учительской профессии, содействие профессиональному общению и распространение передового педагогического опыта, участники клуба стали ездить по городам и весям Беларуси с открытыми уроками и лекциями. В клубе около 70 участников, за время его существования в его мероприятиях приняли участие свыше полутора тысяч учителей. Это, конечно, хорошо, но, по мнению членов клуба, мало, ведь в Беларуси более 220 тысяч педагогов.
Развить идею обмена передовым педагогическим опытом и ввести в школах такую категорию, как учитель-методист, недавно предложил «Учитель года – 2009» Юрий Андрейчик.
– От научной идеи до того момента, когда инновационная продукция сойдет с конвейера, должен пройти определенный промежуток времени, – объяснил он свою мысль. – Инновации в образовании можно внедрять быстрее, если в школе появится учитель, который будет сочетать практическую работу с обязанностями методиста.
Юрий Андрейчик озвучил свою идею на встрече лучших учителей страны с главой государства. Президент Беларуси Александр Лукашенко ее сразу одобрил: «Давайте принимать решение, чтобы к новому учебному году мы подготовили и соответствующую нормативную базу. Но это должны быть лучшие учителя, и загрузить этих людей надо по полной».
На той же встрече глава государства поинтересовался у учителей, что именно необходимо сделать для укрепления престижа их профессии. Две последние по счету абитуриентские кампании показали, что в этой области необходимо срочно что-то менять: молодые люди не хотят поступать учиться на учителя математики или физики. Даже ведущий педагогический университет страны – БГПУ имени М. Танка – вынужден был принимать на некоторые специальности всех желающих.
Педагоги назвали в числе необходимых нововведений отбор будущих студентов педагогических вузов. По их мнению, школьные педагогические советы могут давать рекомендации выпускникам школ для поступления в эти учебные заведения.
В октябре в Беларуси планируется провести совещание по «учительскому вопросу» с участием руководителей системы образования, специалистов и ректоров высших учебных заведений.
– Мы хотим рассмотреть различные механизмы повышения престижа профессии учителя и предпринять шаги, направленные на привлечение талантливой молодежи в вузы, – говорит министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич. – В качестве возможных вариантов ректоры вузов предлагают повышение стипендий студентам педагогических специальностей, возрождение работы педагогического общества и использование всевозможных олимпиад и конкурсов для участников разных возрастов. Есть же конкурсы «Юный спасатель» и «Юный пограничник» – почему не может быть «Юного учителя информатики»? Надо, чтобы с детского сада дети играли в учителя.
Правда, если ваш ребенок захочет поиграть в современного учителя, вам придется потратиться на атрибуты. Это в годы юности наших родителей участникам игры хватало указки, глобуса да бабушкиных черепаховых очков. Сегодняшнему «юному учителю», того и гляди, понадобится компьютер с широкополосным интернетом, интерактивная доска да веб-камера…
Система образования, основанная на проверенных временем традициях и в то же время открытая для новых идей, во многом определяет успешное будущее государства. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко 4 октября на встрече с финалистами республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Беларуси» В этом году исполняется 20 лет со дня проведения в Беларуси первого конкурса «Учитель года». По словам Президента, за свою двадцатилетнюю историю он превратился в настоящую академию педагогического опыта и мастерства. «Это красноречиво свидетельствует о высоком общественном признании роли учителя и огромном уважении, которым окружен ваш труд, — считает глава государства.
- Образование является тем фундаментом, на котором строятся интеллектуальный потенциал и духовное здоровье нашей нации. Именно поэтому мы стремимся, чтобы наши учащиеся получали высокий уровень подготовки, соответствующий самым строгим мировым стандартам». Александр Лукашенко напомнил, что о том, какой должна быть отечественная школа ХХI века, немало говорилось на августовском совещании педагогического актива. «Воспитание и обучение должны идти рука об руку, чтобы раскрывать способности и развивать личность каждого ребенка. Пробуждать в учениках искренний интерес к знаниям, прививать культуру и готовность к успешной взрослой жизни», — сказал глава государства. По мнению Президента, сделать это под силу только истинному Педагогу. Такие педагоги-новаторы должны быть главными героями публикаций и телепередач на темы образования. Их достижения и опыт необходимо пропагандировать и осваивать по всей стране, убежден Александр Лукашенко. Президент также считает необходимым усовершенствовать практику аттестации педагогов. «Мы должны дать возможность передовым учителям досрочно получать более высокую категорию за реальные достижения, а не просто за выслугу лет», — сказал глава государства. По его мнению, необходимо также продумать систему мер, которые бы способствовали приходу в школы талантливой молодежи. По мнению Александра Лукашенко, учителей-практиков, истинных профессионалов своего дела, следует больше привлекать к преподаванию в педагогических вузах и институтах развития образования. «Нужно разрешить им работать по собственным программам и оригинальным методикам. И обязательно включать в число авторов учебников», — отметил Президент.
В нынешнем году среди участников заключительного этапа конкурса немало представителей районных и сельских учреждений образования. Президент считает, что это свидетельство плодотворных усилий по созданию равных условий для получения образования как в столице, так и в регионах. Обращаясь к финалистам республиканского конкурса, Александр Лукашенко подчеркнул: «Вы являетесь одной из наших главных социальных опор, надежными помощниками в государственных делах. Мы очень ценим ваш опыт, профессионализм и высокое чувство ответственности за судьбу страны. Хочется, чтобы вы сохранили гражданские, патриотические традиции белорусского учительства, воспитывали своим примером молодых педагогов». «А еще я хочу, чтобы вы и ваши коллеги получали удовлетворение от работы и от успехов детей. И, конечно же, смогли реализовать себя не только в профессии, но и дома, в семье», — добавил Президент. Александр Лукашенко вручил победителю конкурса — учителю английского языка Дятловской гимназии №1 Инессе Зубрилиной главный приз конкурса «Хрустального журавля» и ключи от автомобиля. От лица всех конкурсантов Инесса Зубрилина поблагодарила Президента за те усилия и внимание со стороны государства, которые уделяются повышению престижа и социального статуса педагога. Александр Лукашенко в неформальной обстановке пообщался с финалистами конкурса, обсудил, что нужно сделать, чтобы таких увлеченных профессией людей, настоящих энтузиастов стало в стране как можно больше. Глава государства интересовался мнением педагогов по самым различным аспектам их жизни и деятельности. Президент одобрил идею создания в образовательной сфере института учителей-методистов, которую озвучил победитель конкурса 2009 года Юрий Андрейчик. «Давайте принимать решение, чтобы к новому учебному году мы подготовили и соответствующую нормативную базу. Но это должны быть лучшие учителя, и загрузить этих людей надо по полной», — сказал Александр Лукашенко. Глава государства заявил, что он выступает за предоставление учителю большей свободы в его профессиональной деятельности, сокращение бумаготворчества.
«Я настаиваю на том, чтобы у учителей было больше свободы, чтобы его не заставляли бездумно сидеть и писать планы», — сказал Президент. Ирина Костянко, учитель химии из города Чашники считает, что конкурс является стимулом для развития и участие в нем дает каждому учителю мощный профессиональный толчок. Глава государства интересовался у педагогов, что нужно сделать, чтобы поднять престиж профессии. Помимо вещей, сугубо материальных (зарплата, обеспечение жильем), очень важным педагоги назвали отбор будущих студентов педагогических вузов. Как вариант решения проблемы, чтобы школьные педсоветы давали рекомендации выпускникам школ для поступления в эти учебные заведения. Конечно же, увлечь ученика этой замечательной профессией может только талантливый, отдающий все сердце работе с детьми учитель. Заместитель премьер-министра Анатолий Тозик, курирующий сферу образования, сообщил, что на следующей неделе на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка состоится серьезный разговор по актуальным проблемам системы образования. Там и будут поставлены вопросы отбора кадров, оптимизации количества работников отрасли. В этой связи Президент обратил внимание на то, что в число 108 тыс. педагогических работников сегодня входит немало людей, которые не заняты непосредственно учительским трудом, находятся в стороне от учебного процесса. Поэтому нужно внимательно посмотреть, кто действительно работает в отрасли, а кто только числится в учителях. Учитель физики и астрономии из Гродно Игорь Маслов обратил внимание на необходимость поощрения исследовательского уклона в обучении школьников, развития в них научного мышления. Это же касается и учителей. «Настоящий учитель — это прежде всего исследователь», — сказал он.
Первый заместитель главы Администрации Президента Александр Радьков подробно рассказал о некоторых из участников конкурса. Все они исключительно одаренные люди с разносторонними интересами. Елена Гарбар, учитель биологии из Октябрьской районной гимназии, предложила активнее пропагандировать те условия, которые создает государство для молодых специалистов-педагогов на селе. Это будет способствовать подъему престижа сельского учителя. Говорили и о внедрении новых технологий в образовательный процесс. Президент в этой связи призвал учителей: «Только не оторвите, пожалуйста, ученика окончательно от книги. Книга, если хотите, — икона, и к ней надо относиться соответствующим образом», — сказал Президент. В завершение встречи Александр Лукашенко подвел итог: «Я ухожу отсюда воодушевленным. Я вижу, что у нас есть в этой сфере перспектива». Заключительный этап девятого республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года» проходил в Минске с 19 по 30 сентября. Конкурс проводился в четыре этапа. На первом этапе (учреждение образования) принимали участие около 10 тыс. педагогов, на втором (районный уровень) — около 4 тыс., на третьем (областной уровень) — около 150 педагогов. В заключительном этапе участвовал 21 педагог. Средний возраст конкурсантов составил 36,5 лет, средний педагогический стаж — 15 лет.