Современный выпускник должен быть Homo unicus, Homo creativus, Homo socius.
Якименко Игорь В.

Главная / Учительская клуба / Размышления о насущном

Озера-2014, или Тематический семинар «Современные подходы к проектированию, проведению и анализу урока»

Озера-2014,

или Тематический семинар «Современные подходы к проектированию, проведению и анализу урока»

 

Именно такова тема ставшего уже традиционным республиканского семинара, который проходит в г.п. Озера Гродненской области и собирает нас, членов республиканского клуба «Хрустальный журавль», на работу летом.

 

Вот и снова июнь…Мы раскинем свободные крылья

На воздушных потоках, уносящих нас ввысь от земли.

Вот и снова июнь. Согласитесь, мы год этим жили,

Этой встречи с друзьями дождаться никак не могли.

А кругом тишина, красота, что лишь сердцу понятна,

И друзья, что слетелись в Озера из разных краев.

Рассказать, что я чувствую, может быть, было б занятно,

Только вот подобрать не могу я осмысленных слов…

 

И это правда. Шестой по счету республиканский летний семинар  клуба «Хрустальный журавль» состоялся. Нереальные эмоции от встречи с друзьями, единомышленниками, людьми, чье сердце бьется в унисон с твоим собственным, захлестывают. Именно такими словами можно передать наше настроение в Озерах.

Цель обучающего семинара в Озерах в 2014 году: определение подходов к проектированию, проведению и анализу современного урока по учебным предметам в рамках конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2014»; определение критериев оценки урока.

Семинар начался c отчета о результатах работы  клуба, который провела председатель клуба Ирина Ромуальдовна Клевец.

Кураторы клуба  начальник управления учебно-методической работы Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» Ирина Викторовна Богачева и начальник центра развивающих педагогических технологий  Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» Иван  Викторович Федоров очертили круг вопросов, которые определены для рассмотрения в рамках обучающего семинара, рассказали об особенностях проведения конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь 2014».

Надо отметить, что тема обучающего семинара «Современные подходы к проектированию, проведению и анализу урока» была определена еще в ноябре 2013 года. Члены клуба разделились на группы и в течение полугода нарабатывали материал по данной теме. Цели и задачи современного урока, основные подходы к проектированию, проведению и анализу урока, приемы и методы работы на уроке, критерии оценивания – вот те вопросы, которые обсуждались при работе групп и были представлены на семинаре.

Диагностика и рефлексия – это одно и то же или нечто различное? Какое отношение к ним имеет «самость»: самодиагностика и саморефлексия? Насколько важна самодиагностика учителя? Нужно ли учить детей самодиагностике и саморефлексии? Каковы основные подходы к организации и проведению психолого-педагогической диагностики и рефлексии на уроках? Чтобы ответить на эти вопросы, учитель биологии ГУО «Гимназия г. Сморгони» Ирина Ромуальдовна Клевец, учитель биологии ГУО «Гимназия № 8 г. Минска» Ольга Михайловна Логунова, учитель истории ГУО «Гимназия г. Логойска» Зоя Евгеньевна Виноградова разыграли спектакль «На приеме у врача (опытного и не очень)»,  провели опрос  с использованием интерактивных приемов и методов. После множества прозвучавших мнений, размышлений и даже споров  был сделан очевидный вывод: этот вопрос требует дальнейшей  проработки, возможно, помощи со стороны психологов. Вполне вероятно, что тема «Диагностика и рефлексия образовательного процесса» станет темой следующего семинара в Озерах.

Каждый знает, что цель не оправдывает выбор средств. Но если цель не определена, вряд ли даже самые лучшие средства помогут ее достичь. В уроке и учитель, и ученик должны четко представлять, каков должен быть результат их совместной деятельности. Цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик сам себе их поставил, они понятны ему, очевидны, с интересом и охотой усвояемы». (С.И. Гессен)

Об основных подходах к целеполаганию на уроке говорили старший преподаватель института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет», учитель иностранного языка ГУО «Гимназия № 24 г. Минска» Инесса Владимировна Зубрилина, учитель русского языка  и литературы ГУО «Романовичская СШ Могилевского района» Светлана  Федоровна Германович,  учитель информатики ГУО «Воротынская СШ Бобруйского района» Ольга Анатольевна Счеснович, учитель начальных классов ГУО «СШ№ 3 2. Жабинка» Виталина Александровна Папкович, учитель начальных классов ГУО «СШ № 11 г.Мозыря» Виктория Эдуардовна Сташелевская.

Для чего педагог определяет цели? В целях формулируются ключевые результаты обучения, определяются направления, по которым будет выстраиваться образовательный процесс. Цель является мотиватором познавательной деятельности учащихся, индикатором результативности, помогает определять необходимое содержание, источники, технологии и методы обучения, воспитания, развития.

Как грамотно выстроить процесс целеполагания, чтобы по его завершении мы могли получить законченную формулировку цели, отвечающей всем необходимым требованиям? Все это можно сделать, используя техники целеполагания. Сегодня наиболее известны метод SMART (с англ. — умный) и ABCD method. Суть методов заключается в формулировании цели на основании определенных критериев. Объединившись в группы, участники семинара попробовали сформулировать цели уроков в своих предметных областях с помощью обоих методов целеполагания, а также отметили достоинства и недостатки каждого из них.

Главное в современном уроке  не количество усвоенных знаний, а умение их добывать и применять, развитие личности ученика, которое осуществляется в процессе учебной деятельности и является результатом обучения. Успешный ученик может свои знания применить, прирастить другими знаниями, умеет учиться. И такого ученика учитель должен воспитать. Нельзя забывать и об умении работать с информацией. Сегодня, когда объем информации увеличивается каждый день в разы, просто необходимо формировать у учащихся умения искать, выбирать и извлекать информацию из любых источников, представлять ее разными способами (таблица, опорный конспект, логико-смысловая модель и др.), определять место информации в системе, превращать ее  знание и передавать другим. Научить, выделяя ключевые слова, любое определение раскладывать на понятные конечные действия, составлять алгоритм – значит дать в руки ученика инструмент решения практически любой задачи или проблемы. Поэтому первостепенное значение приобретает формирование общеучебных логических  и информационных умений и навыков. Об этом направлении в работе учителя  говорили Светлана Ивановна Гин (доцент кафедры акмеологии ГУО «Гомельский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук), Елена Борисовна Протасевич (учитель математики ГУО «СШ №1 г. Дрогичин»), Наталья Матвеевна Грицук (учитель географии ГУО «Жемчужненская СШ Барановичского района»), Елена Васильевна Пасюта (заместитель  директора,  учитель белорусского языка и литературы ГУО «Гимназия г. Щучина»). И не просто говорили, а показывали методы и приемы, которые каждый из них использует в работе с учащимися.

Не менее важной на уроке является организация познавательной деятельности учащихся. Какие формы организации познавательной деятельности выделяют, как они организуются, чем отличаются, как реализуются в уроке, каковы уровни познавательной активности? Об этом в интерактивном режиме нам напомнили  учитель биологии ГУО «Луговослободская СШ» Минского района Елена Евгеньевна Гарбар, учитель начальных классов ГУО «СШ№ 19 г. Орши» Светлана Петровна Емельянова-Романовская, учитель русского языка и литературы ГУО «СШ№ 3 г. Осиповичи» Светлана Викторовна Назарова, учитель иностранного языка ГУО «Лицей г. Ивацевичи» Ольга Валерьевна Брич.  И не просто напомнили, а отправили нас на методическую рыбалку, снарядив каждую группу удочками, наживкой и ведром. Улов  - дополненный рыбий скелет под названием «Познавательная деятельность» — каждая из работающих групп представила по окончании работы.

Интерес, творческий характер учебно-познавательной деятельности,  состязательность, игровой характер проведения занятий,  эмоциональное воздействие – вот неполный перечень основных факторов, побуждающих учащихся к активности в познавательной деятельности.

И мы, как и подобает хорошим ученикам, проявили эту самую познавательную активность, ведь условия ее проявления:  атмосферы сотрудничества и доброжелательности,  “ситуации успеха” для каждого,  включение в активную деятельность, коллективные формы работы,  использование элементов занимательности, нестандартных и проблемных ситуаций,  практико-ориентированная направленность изучаемого материала — были созданы на все 100 %.

Таким образом, каждый из учителей поделился своими приемами в эффективной организации познавательной деятельности. По окончании работы мы сплели рефлексивный венок.

Использование электронных средств обучения в настоящее время помогает активизировать познавательную активность учащихся, поддерживать интерес к изучаемому материалу и … экономит время. Как качественно использовать ЭСО на уроке, какие Интернет-ресурсы доступны, какие сервисы можно использовать при подготовке материалов для урока рассказали учитель математики ГУО «Лошницкая гимназия Борисовского района» Иван Викторович Якименко, директор ГУО «Гимназия № 3 г. Могилева» Игорь Викторович Якименко, учитель информатики ГУО «Воротынская СШ Бобруйского района» Ольга Анатольевна Счеснович, старший преподаватель института повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет», учитель иностранного языка ГУО «Гимназия № 24 г. Минска» Инесса Владимировна Зубрилина.

Осуществление контрольно-оценочной деятельности на уроке – еще одна проблема, требующая обсуждения. Особую сложность при оценивании результатов учебной деятельности учащихся испытывают учителя на уроках литературы. Одним из способов решения является использование на таких уроках принципов активной оценки. Об особенностях работы учителя и учащихся в технологии активной оценки рассказали учитель белорусского языка и литературы ГУО «Гимназия № 5 г. Витебска» Галина Анатольевна Сухова, учитель иностранного языка ГУО «Лицей г. Ивацевичи» Александр Марьянович Сорока.

Активная оценка. Это понятие трудно определить однозначно, оно заключает в себе несколько смысловых значений. Во-первых, это обучающая оценка. Это оценка, которая улучшает процесс учения – обучения, помогает школьнику учиться. Во-вторых, это самооценка и взаимооценка, метод обучения; представление информации, которая помогает учиться; средство обратной связи, рефлексия и т.д. Активную оценку можно определить как стратегию обучения, в рамках которой ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и радоваться им), неудачи (и устранять пробелы), овладевать критериями оценки, управлять собственным учением. Активная оценка – это частая, интерактивная оценка прогресса ученика и степени понимания им материала с тем, чтобы была возможность определить, как ученик должен учиться дальше и как лучше его обучать (доклад Организации экономического сотрудничества и развития (OECD)).

Для чего использовать активную оценку? – спросите вы. Галина Анатольевна убедила нас, что мы, учителя, будем получать большую отдачу от обучения. Вместо конкуренции на урок придет сотрудничество, повысится индивидуализация обучения. Ученики станут работать более эффективно и сознательно, улучшатся результаты обучения. И, что немаловажно, родители будут участвовать в образовательном процессе.

Обзор новинок методической литературы провела доцент кафедры акмеологии ГУО «Гомельский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук Светлана Ивановна Гин. Хотите узнать, какие книги рекомендовала нам Светлана Ивановна? Загляните на сайт клуба crane.unidel.by.

Круглый стол. Обсуждение результатов работы. Рефлексивный анализ. Микрофон. Да, здорово. Да, поработали. Да, есть над чем работать дальше. А результаты работы групп? В публикациях. В ближайшее время на страницах «Настаўніцкай газеты», в предметных журналах вы найдете наши идеи, размышления и разработки по всем направлениям работы на семинаре. Надеемся на сотрудничество и ваши отзывы.

         Семинар в Озерах завершен. Все разъехались. Опустел наш «класс» на берегу озера Белое. В голове тесно от новых мыслей и идей. И, несмотря на лето, отпуск и желание отдохнуть, хочется еще раз просмотреть материалы  и обсудить их с вами, уважаемые коллеги.

Журавли уходят на закат…

Остается лишь сквозь слезы улыбнуться.

Этот берег будет ждать всех нас.

Журавли  уходят, чтоб вернуться.

 

Послесловие

          Сейчас очень модными стали всякого рода опросы. Мы тоже попросили своих коллег-журавлей ответить на вопрос: «Что для вас Озера (семинар в озерах)?»

         - Озера для меня — это обмен опытом, активное творчество, встреча с интересными людьми и вообще краткосрочные сверхпродуктивные курсы повышения квалификации. Само собой, активный отдых. (Сергей Оберган)

- Для меня Озёра — источник идей, вдохновения. Место, где забываешь о насущном, окунаешься в профессиональную сферу с головой, творишь, созидаешь, рождаешь новые идеи. Озёра — то место, где чувствуешь плечо друга, поддержку единомышленников, где нет боязни ошибиться, быть невыслушанным и непонятым. Это ШКОЛА  мастерства, идей и настроения. (Елена Гарбар)

- Озёра — возможность быть самим собой, быть принятым таким, какой ты есть! Это возможность убедиться в очередной раз, что ты не единственная белая ворона, это возможность получить поддержку на время учебного года, уверенность в том, что в этой жизни многое можно изменить! И ещё одно — надежда на то, что наше образование (т. е. дело, которому мы, между прочим, посвятили свою жизнь) станет разумнее (как бы пафосно это не звучало!)…  (Ирина Клевец)

- Кто такие журавли?

- УчиFontStyle13теля, которые получают радость от своей работы.

- А в чем особенность журавлей озерных?

- Они умеют получать радость не только от работы, но и от общения друг с другом. Они умеют не только профессионально работать, но и качественно отдыхать, а это гораздо сложнее. Организовать ежедневный праздник для взрослых, суметь создать атмосферу творчества и игры – все это дает такой энергетический заряд, что душа поет и ликует, а крылья расправляются сами собой! (Светлана Гин)

А именно такой праздник – ежедневный праздник для взрослых – мы стараемся организовать из года в год. Это и торжественное открытие семинара с поднятием флага и исполнением своего гимна, интеллектуальные игры и соревнования. Например, в этом году это был турнир  «Кто любит, тот знает», посвященный 6-летию Озер, «Малые олимпийские игры», шоу «Мистер Озера-2014», лирический вечер, который организовала и провела группа «3УГ», что расшифровывается как «Три учителя года», и традиционный «Озерный бал».

 

- Год учебный закончен, и вот оно — лето:

Ни журналов, ни «двоек», покой и жара…

Но! «Покой только снится» и, помня об этом,

Понимаем, что всем нам в Озёра пора.

В жизни школьной нужна нам покрепче опора,

Чтобы школьная жизнь мимо нас не прошла,

И поэтому мы приезжаем в Озёра,

Отложив «неотложные» наши дела.

Обнимает крылом «журавлиная стая»,

Согревает, единство идей не тая…

Очень хочется крикнуть «Курлы!», разлетаясь,

Что у нас означает «До встречи, друзья!» (Иван Якименко)

Душа пела. Точно. Крылья расправились. К новому учебному году готовы!

Спасибо всем за работу, за радость общения, за позитив, творчество и вдохновение. За активность. За возможность быть самим собой. Без налета фальши. Искрить. Сиять. Творить. И просто БЫТЬ!!!

 

Светлана Германович,

Ольга Счеснович,

члены клуба «Хрустальный журавль»,

участники республиканского обучающего семинара