Перед учителем стоит задача модели «Мамонт». Решить, на первый взгляд, нерешаемые задачи.
Сухова Г.А.

Главная / Клуб «Хрустальный журавль» / Семинары, отчёты

Краткий отчет о семинаре «Учитель года- образованию Минска»

                 Декабрь. Темное зимнее утро. Дождь. Да такой сильный, что пока добежали до дверей школы успели промокнуть. Жаль. Так хочется быть красивыми и уверенными. Мокрые волосы и пальто такой уверенности как-то не добавляют. НО! Школьное крыльцо встречает нас огненным «дождиком» — переливается, блестит и сверкает огонек на окнах парадного входа школы. Красиво – успеваем заметить мы, пригибая головы и пряча лица от дождя.

            Ранее декабрьское утро. Вестибюль школы постепенно наполняется. Учащимися. Родителями, учителями. Все куда-то спешат. И только мы с искренней радостью остаемся на месте,  здороваемся друг с другом, с окружающим нас и спешащим по своим утренним делам школьным потоком.

            Мы в восторге. Зимнее настроение и приближение праздника чувствуется и здесь – в фойе (или вестибюле?) школы. Большущая и очень красивая елка! Разноцветные большие шары, музыка. Здорово. Мы успокаиваемся, проникаемся ответственностью момента. И идем завтракать. Все в темпе. Кушаем, бежим в библиотеку – последние распечатки, последние приготовления к уроку. Ведь известно, что умные мысли накануне открытого урока часто приходят ночью. Стараемся эти мысли реализовать. Все. Мы в актовом зале школы. Сейчас все начнется.

            Что начнется? В какой школе? Кто мы?

            Республиканский семинар-акция «Учитель года – педагогической общественности г. Минска», уже ставшее традиционным мероприятие, правда, в Минске с апреля 2008 года такого семинара не было. Все больше по небольшим городам (в прошлом учебном году это были города Борисов, Молодечно, Столин) проходит этот семинар с участием членов клуба «Хрустальный журавль» под крылом АПО. И, конечно, под непосредственным кураторством Богачевой Ирины Викторовны (начальник управления учебно-методической работы АПО) и Федорова Ивана Викторовича (начальник центра развивающих педагогических технологий), с участием (в этот раз) методистов академии Крылович Марины Владимировна и Сеген Елены Адамовны.

Частично «Кто мы?» — уже понятно. Не правда ли? Итак, четверо уже обозначены. А еще – члены клуба, которые как обычно на таком семинаре проводили открытые уроки и мастер-классы. Но об этом чуть позже.

И самое главное – это школа! Неожиданно далекая, но очень гостеприимная, интересная, красивая. Минская школа под номером 161. Огоньки, нарядная елка, детский смех, гостеприимные учителя, флеш-моб (утренняя зарядка), теннисные столы, собравшие вокруг себя множество желающих, просторные и красивые кабинеты, шикарная библиотека, все технически оборудованное. Да. Сразу видно – у школы замечательный хозяин (директор – Стружко Валерий Александрович), есть коллектив единомышленников-завучей. И коллектив учителей. В общем – команда. Слаженный механизм.

Школа большая. Однако, блуждать по ее коридорам нам не пришлось. Все продумано. Дежурные помогают найти нужный кабинет, отвечают на все вопросы. Именно поэтому все четко и понятно. И семинар идет по отлаженной схеме. 

Итак, мы все в актовом зале. Начало.

Краткий экскурс в историю конкурса «Учитель года», знакомство с целью семинара всех собравшихся, что зачем и почему. Все эти вопросы осветила Ирина Викторовна. Что такое клуб, когда и зачем он появился, чем занимается, какие семинары-конференции и съезды, в общем – о деятельности клуба более подробно собравшиеся услышали от Ивана Викторовича.

И вновь интрига. Кто будет рассказывать о себе, своей деятельности следующим? Иван Викторович выдерживает паузу. И постепенно каждый из присутствующих в этом актовом зале журавлей рассказывают кратко о себе и своей деятельности, приглашают на урок и мастер-класс.

Мы по всей стране кочуем… Сегодня мы в минской школе № 161. Нам тепло, уютно,  комфортно. Открытые лица в зале. Интерес и заинтересованность присутствующих придают нам силы и уверенность. Как ни крути, и независимо от того, какой это выезд в твоей копилке, волнуешься. Переживаешь и нервно улыбаешься шуткам со сцены. Правильное направление указала Галина Анатольевна Сухова всем присутствующим, о концепции напомнил Иван Викторович. Зал внимательно слушает. Мы уже почти не волнуемся. В очередной раз убеждаемся, что учительство – это понимание коллег и ощущение поддержки. Спасибо всем присутствующим.

Первые журавли (а нас трое) поспешили в свои кабинеты – последние штрихи к урокам, быстрое знакомство с классом. Звенит звонок. Урок.

Английский язык (Зубрилина Инесса Владимировна, учитель английского языка гимназии № 24 г. Минска), белорусская литература (Сухова Галина Анатольевна, учитель белорусского языка и литературы гимназии № 5 г. Витебска), информатика (Счеснович Ольга Анатольевна, учитель информатики Воротынской средней школы) вот первая тройка уроков.

Коммуникативные методы неотъемлемая часть уроков английского языка. А если его еще ведет Инесса Владимировна – значит это полет творчества, вдохновения и радости. На одном дыхании изучили и закрепили учащиеся тему урока.

«Урок в 10 классе по теме «Лидер молодежной организации». В основе урока — приемы интерактивного обучения. В начале урока в процессе знакомства через значения имен учащихся, мы вышли на тему урока (прием «Интерактивный кроссворд», ключевое слово «Лидер»), обсудив характеристики своих имен, учащимся было предложено прослушать высказывания 6 человек о людях, которыми они восхищаются, и выделить те характеристики лидеров, которые они услышали. В индивидуальных листах учащимся был также представлен список характеристик лидера, вначале они отбирали их самостоятельно, а затем обсуждали в парах и выделяли общие характеристики лидера. Затем им был предложен список, составленный психологами, об этих чертах характера учащиеся читали мини-тексты и описывали их.  ( прием «Чтение на стене»)  Учащимся был предложен тест на определение лидерских качеств, исходя из результатов диагностики, учащиеся разделились на группы, им было предложено обсудить и представить свои молодежные организации. Презентация включала название, слоган, миссию, целевую аудиторию и виды деятельности. Учащиеся справились с заданием, их презентация заинтересовала одноклассников. В качестве д\з ребятам было предложено придумать рекламу своей организации. Мастер-класс был посвящен способам стимулирования мотивации учащихся, в ходе м-к обсуждались особенности интерактивного    обучения, демонстрировались эффективные приемы для каждого этапа урока, особое внимание было уделено использованию ИКТ в развитии мотивации» — так написала о своем уроке и мастер-классе  сама Инесса Владимировна.

Сухава Галіна Анатольеўна праводзіла ўрок у адзінаццатым класе па апавяданні М.Стральцова “На чацвёртым годзе вайны”. Галина Анатольевна  так продумала урок и построила его, что все использованные методы не позволили никому из присутствующих остаться равнодушными. Боль и проникновенность теснились в груди, дрожь бежала по телу. Все учащиеся рассуждали, высказывали свою точку зрения, слушали и опять говорили. У присутствующих возникло желание еще раз перечитать произведение.

Более подробно об уроке от самой Галины Анатольевны:
Эпіграфам да ўрока сталі словы Людмілы Трухан:“У апвяданні Міхася Стральцова мы не сустрэнем ні авантурных учынкаў, ні мудрагеліста закручаных сюжэтаў, ні гучных слоў. Мы не будзем атаясамліваць сябе з героямі і гераінямі. Але, пазнаёміўшыся з кнігамі Міхася Стральцова, мы абавязкова задумаемся пра сябе, свой лёс, жыццё”.

Ключавым пытаннем урока стала пытанне:
- Што хаваецца за вонкавай суровасцю герояў апавядання?

У пошуках адказу вучні зрабілі наступную выснову на аснове аналізу тэксту:

-          Вялікая жыццёвая праўда заключаецца ў тым, што без самаабмежавання, без патрабавальнасці адно да аднаго сям’і цяжка выжыць у пасляваенны час фізічна. Але павінна выжыць і душа з яе ўменнем разумець і спачуваць, уменнем любіць.

У выніковым заданні ўрока многія вучні зазначылі наступнае:

У апавяданні «На чацвёртым годзе вайны» Міхась Стральцоў звяртаецца менавіта да гэтага парадоксу: зло змушае чалавека быць жорсткім,  а ён, наадварот, робіцца мяккім

  “Для таго, каб паставіць сябе ў жыцці, каб не даць у крыўду сябе” не трэба быць жорсткім, патрабавальным да сябе і да іншых, бо  жыццё ад гэтага лягчэй не становіцца.

“Для таго, каб паставіць сябе ў жыцці, каб не даць у крыўду сябе” трэба быць мяккім, спачувальным да свайго гора і гора іншых, бо толькі дабрыня і чуллівасць дапамагаюць героям апавядання трываць найцяжкія выпрабаванні доўгай вайны, яе наступствы”.

 

Новогоднее настроение, ощущение праздника, позитив и открытость, сотрудничество и творчество – вот составляющие урока информатики. Критерии оценки урока позволили учащимся успешно провести самооценку. Это ли не здорово?! Погружение в тему урока, выработка критериев оценки, задания «Лото» и «Найди свое место», «Графический диктант» и «Художники» позволили достичь цели урока.

Вторая полоса уроков: биология (Клевец Ирина Ромуальдовна, учитель биологии гимназии г. Сморгони) и математика (Якименко Иван Викторович, учитель математики Лошницкой районной гимназии).

Урок биологии в интерактивном режиме в 9-ом «Б» классе — тема «Иммунитет». Полное погружение в тему, работа групп, распределение и выполнение участниками групп своих обязанностей, творчество, сотрудничество и взаимодействие. В работе использовали видеоролики. Используя ситуации из жизни, описание исторических событий определяли виды и механизмы иммунитета, в конце урока давали рекомендации учителям, присутствующим на уроке, по укреплению иммунитета. Дети открытые, легко идут на контакт и очень старались, хотя форма работы для них была новая.

Заявление о допуске учащегося к контрольной работе по теме «Вписанные и описанные многоугольники» по окончании урока математики сдали все учащиеся.  Работа у доски и представление чертежей к задачам с помощью программы GeoGebra, слаженная работа класса и учителя позволили повторить необходимый материал.

«Обобщающий урок по теме «Вписанные и описанные многоугольники», 9 «А» класс.

Мотивация: фрагмент фильма «Вий»

Разминка: Парные утверждения (метод «белых пятен»)

Оценочный лист урока: заявление о готовности к контрольной работе

Наглядность: чертёж-ответ к задаче строился на экране в программе GeoGebra

Итог урока: опорная карта темы (по Шаталову В.Ф.)» – так написал о своем уроке Якименко Иван Викторович.

 

И еще уроки: физическая культура (Воронцов Валерий Леонидович, учитель физической культуры школы № 10 г. Слуцка), химия (Рылко Инна Михайловна, учитель химии гимназии г. Ганцевичи), начальная школа – математика (Емельянова-Романовская Светлана Петровна, учитель начальных классов СШ № 19 г. Орши).

«Гимнастика и акробатика» в 6 классе. Для мотивации учащихся на уроке использовались музыкальное сопровождение и видео контент. Урок проводился с использованием игровой технологии. Для закрепления полученных знаний учащиеся использовали подготовленную для урока презентацию – так кратко написал о свое уроке сам Валерий Леонидович. А я добавлю еще. Кувырок, еще, еще! Личный пример учителя, показ правильности выполнения кувырка, как группироваться, как сделать все правильно и избежать ошибок – все в тмпе. Все продумано. Разминка, работа учителя, работа учащихся. Урок пролетел мгновенно и совершенно неожиданно – в конце урока полька! Вот он классный урок физкультуры от замечательного учителя.

Химичить могут все. А вот решать задачи… это так сложно. И скучно… Но только не на уроках Инны Михайловны. В этом убедились все присутствующие  на ее уроке в пятницу в 161 школе. Урок прошел на ура! Эффективно, конструктивно и результативно.

Вот что говорит сама Инна Михайловна о своем уроке:
«Химия, 8 класс. Тема «Степень окисления».

Комбинированный урок изучения нового материала, наложенный на канву урока-состязания. Использовались приемы интерактивного обучения в форме игр «Коллективный разум», «Определи элемент» и др. Особенностью данного урока считаю постоянную обратную связь, использование нового алгоритма для определения степени окисления. Данный алгоритм позволяет избежать типичных  ошибок данной темы. Ученику не требуется заучивать большое количество исключений, так как все они заложены в постулаты данного приема.

Считаю, что урок получился. Ребята действительно тему «схватили». Да и итоги выходного теста более чем убедительны. 

Огромную роль  в уроке сыграла открытость детей. Они были готовы к взаимодействию и сотрудничеству. Большое за это спасибо педагогам, которые с ними работали и особенно классному руководителю, учителю химии Прохоровой Инессе Васильевне. 

Школе — развития и процветания, ученикам и педагогам творчества, радости, успешности!»

 

Вы задумались о том, как погрузить учащихся в деятельность? Как младших школьников сделать равноправными участниками процесса обучения? Тогда вам обязательно надо было заглянуть на урок к Светлане Петровне. Совместное целеполагание, выявление затруднений через выполнение заданий теста, самостоятельность и ответственность, погружение в деятельность. Полное погружение. Такие взрослые маленькие дети. Такие ответственные и самостоятельные. И Светлана Петровна – мудрый и все понимающий рулевой. Урок как по нотам. Это точно!

Небольшой перерыв. В это время гостеприимные хозяева школы организовали для всех желающих обед. Делимся впечатлениями. Обсуждаем итоги уроков. Все в восторге от своих учеников. А значит и от учителей, которые научили, и воспитали. Спасибо вам, уважаемые коллеги!

Однако время бежит. И вот уже расходимся по своим кабинетам. Идем мастерить. Сейчас время мастер-классов. Знаете ли вы, что мастер-класс – это важное время для каждого учителя. Ведущий мастер-класса – делится опытом, своими наработками, мастерит, творит, и… учится сам. Обязательно. Участники мастер-класса погружаются в проблему, осваивают. Усваивают, творят сами. Такой полет педагогического творчества. И это здорово. Обмен педагогическими находками, а значит поиск и погружение, новое и уже известное. Да. Учитель перестает быть учителем в тот момент, когда перестает учиться. В этот день учились все. Этот день – настоящая творческая мастерская учителей. Замечательно.

И это еще не все. Кроме предметных мастер-классов Якименко Игорь Викторович (директор гимназии № 3 г. Могилев) провел мастер-класс по управленческой деятельности «Формировать резерв кадров». 

Вы думаете, на этом наш семинар-акция подошел к концу? А как же семинар «Современный урок», который творчески и с огоньком проводят Федоров Иван Викторович и Богачева Ирина Викторовна?! Семинар собрал всех участников мастер-классов в актовом зале. Какой он современный урок? Чем характеризуется? Как осуществляется? Что можно сказать о тех уроках, которые увидели сегодня? Какие слова вы бы хотели сказать учителям, которые работали сегодня в вашей школе (т.е. нам, журавлям). И был семинар. И звучали ответы и предложения! А в адрес тех, кто вел уроки, и мастер-классы составлялись письма-открытки, и целые послания. За смелость, за позитив и открытость. Креатив и профессионализм. А от нас в ответ: спасибо за учащихся. За школу. За предоставленную возможность общаться. Говорить и быть услышанными. Понятыми и принятыми.

Сегодня мы говорим: семинар-акция «Учитель года – образованию г. Минска» состоялся! На базе замечательной 161 школы.

И я от всех нас (тех, кто приехал в эту школу дождливым декабрьским утром) говорю спасибо школе, ее коллективу педагогов, коллективу учащихся. И отдельные слова благодарности в адрес директора за оказанный прием и радушие.

Куда дальше? – быть может, спросите вы у меня. Куда позовут. Творческие и открытые педагоги, заинтересованные и понимающие руководители, мыслящие и дальновидные методисты. Мы, журавли, легки на подъем. Полны идей, открыты для сотрудничества и сотворчества, способны делиться опытом и погружаться в работу, находить друзей, единомышленников, заинтересованных в будущем нашего общего дела. И мы готовы к полету. В любой уголок нашей страны.

 

 

Ольга Счеснович,

член клуба «Хрустальный журавль»,

учитель информатики Воротынской средней школы,

участник семинара-акции «Учитель года — образованию г.Минска»